Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Ирина Голова
Рейтинг: 0
редактор по информации журнала "Расчет"

Куплю информацию

фото: Куплю информацию

«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Это изречение очень подходит для бухгалтера, которому приходится добывать ценные сведения, чтобы обеспечить своей компании комфортное существование.

Рассказывает Ирина Голова

Чиновники постоянно заявляют, что все большее количество информации в наши дни доступно широкой общественности. Появляются базы данных в Интернете, которые за считанные секунды позволяют найти необходимые сведения. Но почему же налогоплательщики все так же стараются «выйти напрямую» на госслужащего или на руководство крупной компании? Все дело в том, на каком этапе фирма получит доступ к нужному документу или проекту. После его утверждения? Значит, специалисты компании опоздали. Потребность узнать о готовящихся действиях чиновников еще до того, как все будет подписано и пущено в дело, дает возможность скорректировать ход событий. Именно это толкает бухгалтеров на поиск людей в государственных органах, которые продадут нужную информацию.

Коррекция плана

Наиболее востребованная информация, за которую бухгалтер готов выложить деньги, это возможность заглянуть в план проверок на следующий год. Конечно, как только этот документ будет утвержден, посмотреть на него сможет любой желающий, но вот исправить уже ничего никто не сможет. Поэтому бухгалтеры ищут в инспекциях тех людей, которые смогут вовремя предупредить, что их родная фирма в план включена. Конечно, такая услуга стоит определенных денег, но отнюдь не больших. Потому что человек, предоставивший сведения, понимает: это только начало. Дальше организации потребуется услуга куда большего масштаба – чтобы предприятие исчезло из графика контрольных мероприятий. А это будет стоить уже немалых финансовых вложений, и во многом сумма будет зависеть от того, как долго фискалы не посещали офис компании. Такса за такие услуги колеблется от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. И наивно полагать, что решается любая проблема. Если фирма не проверялась более пяти лет, то инспектор не возьмет на себя риск исключить ее из графика проверок, так как существует негласное правило на обязательный контроль компаний с периодичностью в пять лет. И если этого не произошло, значит, кто-то «позаботился» об интересах фирмы. Выяснить виновного не составит большого труда.

Нечестные правила

Бойкая торговля идет и сведениями о проведении торгов и конкурсов на крупные государственные и коммерческие закупки, а также на выполнение работ и услуг. Особый интерес компании проявляют к информации о стоимости работ, за которую конкурент предлагает выполнить заказ. Большинство тендеров ориентированы на то, чтобы заплатить меньшую цену за определенный вид работ. Поэтому размер вознаграждения подрядчику играет существенную роль при выборе победителя, которому достанется заказ. Таким образом, каждый пытается узнать, сколько предложил конкурент. Так как участников много, то самые заинтересованные компании не сдают свои конверты с предложениями до последней минуты приема документов на конкурс. Чиновник, лоббирующий интересы определенной фирмы, информирует ее руководство о том, какие расценки в своих предложениях выставляют конкуренты. За счет этого цена заказа неуклонно снижается. Юрист Юлия Иванова рассказывает: «Представители заинтересованной фирмы ждут до последнего и приходят к дверям ведомства, которое принимает заявки на конкурс с несколькими конвертами, в которых обозначены разные суммы за выполнение заказа. Как только последний конкурент сдает свой конверт и озвучивается указанная в нем цифра, компания берет свое предложение с ценой ниже, чем у предыдущей организации, и подает документы на конкурс». Этот способ активно практикуется, хотя и обладает рядом недостатков. В рамках торгов стоимость работ может опуститься меньше себестоимости товара или услуги. Поэтому компании нужно сразу определить для себя планку, ниже которой нельзя опускать цену, иначе организация окажется «в минусе». Однако есть компании, которым необходимо наработать имя или увеличить объемы выпуска продукции. Вот эти как раз готовы пойти на некоторые потери. В этом случае тоже необходимо определить, какими средствами фирма готова пожертвовать. «Почему цена может оказаться ниже себестоимости? Ответ прост. Не секрет, что всевозможные тендеры и конкурсы – это в том числе и способ обогащения чиновников. Они соглашаются помочь компаниям его выиграть за определенную часть от выделенной суммы, в некоторых случаях он доходит до 30 процентов от стоимости работ. Поэтому часть денег идет не только на целевые нужды, но и на оплату мзды чиновнику», – говорит Юлия Иванова. При этом сегодня редко используется оплата «услуг» чиновника наличностью. Как правило, для перечисления средств (и попадания их в нужные руки) используется фирма- «однодневка», которая выступает субподрядчиком и якобы выполняет определенную работу. На самом же деле эта организации принадлежит чиновнику и служит только для перевода средств. Вопросами лоббирования интересов определенной фирмы занимаются чиновники высокого уровня, которые ведут диалог напрямую с руководством заинтересованной организации. При этом предметом торга может стать не только стоимость предложения конкурента, но и сами условия конкурса. Подключаясь к процессу еще на этапе формирования требований, компания может влиять на то, какие положения будут прописаны для участников. Грамотное формирование конкурса под одного поставщика или застройщика требует детального изучения рынка. Нельзя прописать в условиях, что покупается автомобиль определенной марки – необходимо указать такие технические характеристики, каких нет ни у одного другого автомобильного концерна. Также в любой другой ситуации исследуется потенциал конкурентов и прописываются условия, которые в состоянии выполнить только одна фирма. Такие действия являются противозаконными, но практика оспаривания условий государственных закупок через суд в России развита не очень хорошо.

Везде свои люди

Зачастую в компании коммуникацией с чиновниками и получением ценной информации занимаются люди, назначенные на руководящие посты. Это непосредственно директор и главный бухгалтер. Однако если потребность в получении сведений велика, то привлекаются другие специалисты, которые трудятся практически на постоянной основе. Один из самых надежных способов организации непрерывного потока информации из государственных органов – внедрение своего человека в нужное ведомство. Существует несколько способов такого трудоустройства сотрудников компании во вражеский стан. Первых называют «парашютистами». Это специалисты из коммерческой организации, которые получают выгодное предложение и устраиваются в госорганы; однако они не собираются делать карьеру на этом поприще. Родная компания продолжает платить им заработную плату и получать от них ценные сведения. Такой человек, пристроенный в налоговую, может не только поставлять информацию, но и решать сложные проблемы своей фирмы. Трудоустройство может быть постоянным или временным. К примеру, компания заинтересована в присутствии своих людей в госорганах во время реализации крупного проекта или на период проведения проверки. После завершения ответственного задания специалист возвращается в родную фирму, обычно с прибавкой жалования и повышением по службе. Другой способ более распространен. При трудоустройстве сотрудника из коммерческой организации в государственные органы новоявленный чиновник не рвет старых связей, а продолжает тесное общение с бывшими коллегами. Он оказывает им мелкие «дружеские услуги» в виде сведений о проектах и постановлениях, а также свежих сплетен об аппаратных интригах и нововведениях. Среди перебежчиков есть и те люди, которые постоянно кочуют между коммерческими организациями и госорганами. Работа чиновника позволяет им повысить собственную стоимость на рынке труда, обзавестись необходимыми связями и обеспечить на будущее каналы доступа к информации. Таким образом, в любой фирме они могут рассчитывать на хорошую должность и высокую заработную плату, так как наличие столь квалифицированного сотрудника гарантирует компании беспроблемное взаимодействие с государственными структурами. Бывшие чиновники пользуются спросом на рынке труда, в особенности если они работали в тех ведомствах, с которыми компания ежедневно взаимодействует. В крупных организациях есть отделы GR (Government relations management), которые занимаются связями с органами государственной власти. Последнее время должность «GR-менеджер» стала появляться и в средних компаниях. День специалист по GR начинает с поездок в различные ведомства, чтобы лично наладить, где следует, контакт. С одной стороны, такой способ получения информации обходится дорого – приходится увеличивать штат и платить специалисту зарплату. С другой – главное правило GR-менеджеров – никаких взяток. Избежать общения с помощью «живых денег» удается с помощью «взаимных услуг», так сказать, бартера с властью. Специалисты компаний в обмен на документы делятся с чиновниками статистикой или исследованиями, всем тем, с чем в госорганах возникают сложности. Бухгалтеру наличие такого сотрудника серьезно облегчает трудовые обязанности, так как с него снимается существенный блок работы по налаживанию взаимоотношений с чиновниками. Однако обычно GR-менеджеры специализируются лишь на одном каком-то ведомстве, с остальными бухгалтеру приходится договариваться самостоятельно.

Всесторонний досмотр

Следует отдавать себе отчет, что государственные органы – это не лавочка по торговле документами. В различных ведомственных структурах есть люди, как заинтересованные в продаже сведений, так и те, кто им противостоит и всеми силами старается предотвратить утечку информации. Поэтому в зависимости от частоты скандалов с участием чиновников, попавшихся на махинациях и взятках, смягчается или ужесточается режим выноса бумажных и электронных носителей из различных учреждений. Так, во многих крупных коммерческих организациях, которые проводят торги и конкурсы, могут проверять даже электронные носители на выходе из офисов, не говоря уже о запрете пересылки документов по электронной почте. В «Белом доме» в периоды особо напряженных событий на почве торговли информации проверяют все бумаги при входе и выходе, а также устанавливают лимит времени, за которое посетитель должен дойти от кабинета чиновника до пункта охраны на выход. Однако любые меры предосторожности не работают против одного простого способа передачи информации – словесного. Достаточно одного разговора, чтобы изменилась стратегия развития компании, если сведущий человек подскажет, где самый простой путь к процветанию.

Дата публикации: 05 Августа 2011, 09:35
- + 0
еще по теме
ЦБ перевел российскую экономику в режим плавающего рубля. К чему следует готовиться малым и средним компаниям? 0 0
16 Января 2015, 15:55, Александр Бикбов
Недавно Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, управляемого по доверенности, облагается в... 0 0
14 Июля 2014, 12:53, Марина Скудутис
Что изменилось в налоговом законодательстве с 1 июля этого года? 0 0
10 Июля 2014, 14:03, Яна Лазарева
Как ни старалась компания, ей не всегда удается доказать реальность своих сделок с деловым партнером. 0 0
09 Августа 2013, 10:45 , Александр Хижняков
Сотрудники управления антикоррупционного подразделения МВД назвали средний размер взятки, который вымогают должностные лица. 0 0
11 Декабря 2012, 10:00 , Геннадий Окороков
Министерство внутренних дел назвало размер ущерба от коррумпированных чиновников 0 0
25 Октября 2012, 18:13 , Геннадий Окороков
© 2001—2020 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить