Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Александр Бикбов и Владислава Яворская
Рейтинг: 1

Прочему ФНС не замечает публичные предложения о незаконных операциях?

фото: Прочему ФНС не замечает публичные предложения о незаконных операциях?
фото 1 из 2

Есть мнение, что российские чиновники и правоохранители склонны усложнять простые вещи. Для поиска незаконных схем налоговой оптимизации в ведомствах придумывается ворох запутанных критериев, систем и технологий, когда, казалось бы, можно найти и более простые решения: купить газету с объявлениями или задать в поисковой строке Яндекса или Google соответствующий запрос – например, «обналичивание денег». 

Окружающий нас мир пестрит предложениями о продаже документов, помощи в уходе от налогов и проведении других сомнительных, с точки зрения закона, процедур, их можно найти в сети, в электронном почтовом ящике, в газетах и журналах и много где еще, при этом сотрудники МВД, меж тем, отчитываются об успехах на ниве борьбы с экономической преступностью. Возникает вопрос: почему полицейские так спокойно относятся к предложениям преступить черту закона, которые происходят буквально у них на глазах?

«Это один из тех парадоксов, который и простые граждане, и коммерсанты не могут понять, – говорит член президиума «Опоры России» Юрий Савелов. – Нарушения лежат на поверхности, а ими никто не занимается. Когда люди продают дипломы, какие-то удостоверения, водительские права предлагают». По словам Савелова, прокуратура просто не считает сайты и публикации в Интернете достаточным поводом для возбуждения уголовного дела или хотя бы предварительного расследования.

Для правоохранителей эти проблемы не являются ключевыми, – объясняет президент юрфирмы «Интернет и право» Антон Серго. – У них есть более важные, с точки зрения отчетности, задачи, которые являются приоритетными». «Я не вижу смысла вообще их вылавливать: есть спрос, есть предложение, – считает эксперт Института финансовых исследований Галина Ковалишина. – Надо сначала саму суть проблемы изучить, конечно, не по объявлениям. Потому что все эти объявления и предлагаемые схемы все равно будут основаны на каких-то фундаментальных вещах».

Кому обналичку?

В поисковой системе «Яндекс» по запросу «помощь в обналичивании средств» находятся более 800 тысяч ссылок, и, уже на первой странице выдачи можно найти конкретные предложения: «профессиональные схемы по выводу денежных средств с НДС и без НДС». Комиссия за такую операцию колеблется от двух до трех с половиной процентов. Правда, как именно работает «надежная схема», на сайте вы не найдете – только общие фразы про профессиональных юристов с опытом работы. «Если вы действительно хотите обналичить что-то, если вы компания, вы никогда не обратитесь в Интернет, – уверен Юрий Савелов. – Это уголовное дело. Может 5–10 лет назад, когда это все было в приличном бардаке, обратился, сто тысяч перевел, тебе 95 тысяч вернули. Сейчас я не знаю, на кого это рассчитано. Ни один коммерсант не будет делать этого через Интернет».

Г-н Савелов предполагает, что такие сайты могут быть и ловушкой от правоохранителей, рассчитанной на неопытных предпринимателей: «Вдруг там, на той стороне, полиция, и завтра появится галочка, что полицейские задержали еще одного желающего обналичить. Может быть, ловушка: давайте, ребята, обращайтесь, мы тут же с вами разберемся. Сейчас обналичим, переводи деньги. А дальше начинается...»

Кроме правоохранителей, которые ловят преступников «на приманку», люди, предлагающие сделать что-то в обход закона, могут оказаться обычными мелкими мошенниками. «Ответив на объявление о продаже, например, диплома, покупатель может получить типовой бланк документа, из которого никак не будет следовать, что этот диплом имеет отношение к тому или иному вузу, – рассказывает Антон Серго. – В деятельности распространителей [подложных документов — прим. ред.] состав преступления отсутствует, со стороны заказчика как раз имеется умысел на получение и использование подложного документа. Человек, получивший такой диплом, не пойдет жаловаться в правоохранительные органы, прекрасно понимая, что его действия в чистом виде образуют состав преступления в отличие от того лица, от которого он этот диплом получил. Перестраховывается поставщик таких услуг, чтобы получатель чувствовал себя не менее виноватым и побоялся обращаться в правоохранительные органы».

Закрыть нельзя оставить

Но даже если мошенники оказались реальными, а пострадавший пришел с заявлением в полицию, пресечь деятельность интернет-дельца не так-то просто. «Не все интернет-ресурсы доступны юридически и с точки зрения блокировки для России, – говорит Антон Серго. – Достаточно разместить сайт на иностранном хостинге, и будет практически нерешаемая задача для правоохранительных органов заблокировать его. Физически разместить сайт за рубежом зачастую даже легче, чем сделать это в России, потому что у нас создают определенные трудности, требования идентификации. Иностранцы в этом смысле относятся доверчиво и менее внимательно».

Другая причина: зачастую сами механизмы, которые описывают на своих сайтах «оптимизаторы», могут быть легальными. «Часть схем не является явным образом мошенническими или преступными, в последнее время используется более мягкая формулировка «оптимизация налогообложения», что не является явным образом преступным», – объясняет г-н Серго. «Люди, которые предлагают, например, оптимизацию налогообложения, не являются нарушителями, – говорит Галина Ковалишина. – Правонарушителем является компания, которая использует это в корыстных целях».

Третья причина бездействия правоохранителей, по мнению экспертов, – кадровый «голод». «У оперативников, у следователей слишком много работы с заявлениями, у них просто не хватает рук, – считает Юрий Савелов. – Если полицейские еще и в Интернете начнут что-то отслеживать, им банально не хватит времени».

Фирмы-однодневки

Сложилось в России и еще одно предложение услуг: когда с отношением к схеме не определились окончательно даже те, кто призван поддерживать законность, как в случае с фирмами-однодневками. Многочисленные ссылки, всплывающие по запросу в поисковой выдаче, – это не предложения по покупке бизнеса, а обычная юридическая услуга, говорит Юрий Савелов: «Если нужно быстро зарегистрировать фирму, это стоит недорого. У юридических компаний, предоставляющих подобные услуги, уже есть готовые фирмы. При их покупке вы избавляете себя от необходимости писать устав, собирать документы и так далее. Эта услуга стоит 20 000 рублей».

Спрос на подобные предложения есть всегда. «У нас же много фирм открывается, закрывается. Работает компания, запускает новое направление, решает создать новую организацию. Все равно понадобится обращаться к юристам, – объясняет г-н Савелов. – А так можно купить сразу готовую компанию, все документы по которой оформлены за вас».

Посредники, как правило, не просто продают фирмы, а оказывают еще около двух десятков услуг, и подавляющее большинство из них – юридические фирмы с лицензиями, заключает эксперт.

У партнера юридической компании «Толкачев и Партнеры» Никиты Сошникова иная точка зрения. Он указывает на два параллельно идущих процесса. С одной стороны, налоговые органы достаточно активно судятся с компаниями, указывая на то, что бизнес обязан проявлять должную осмотрительность при заключении сделок, отказывают им в вычетах по НДС и учете расходов по налогу на прибыль, перекладывают на фирмы обязанности по доказыванию реальности совершенных хозяйственных операций и т. д. А законодатели тем временем принимают поправки, которые существенно ужесточают уголовную ответственность коммерсантов за учреждение фирм-однодневок. «При этом регистрацию таких компаний осуществляют именно налоговые органы, – говорит г-н Сошников. – Именно они владеют всей полнотой информации относительно адресов массовых регистраций, физических лиц, являющихся директорами во множестве юридических лиц, имеют полномочия по исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ и т. д. А при этом ответственность за наличие в хозяйственном обороте фирм-однодневок по-прежнему перекладывается на бизнес».

Мой адрес — не дом и не улица

Еще одно «место соприкосновения» формальных методов и, казалось бы, очевидных решений – торговля юридическими адресами. На сайте ФНС опубликован целый список критериев, которым должно соответствовать место, выбранное для регистрации конторы:

- объект не должен быть местом массовой регистрации;

- здание по указанному адресу должно реально существовать, не быть разрушенным или находящимся на стадии незавершенного строительства;

- адрес не должен быть занят органами государственной власти, воинскими частями и т. п.;

- собственник объекта не запретил регистрацию юрлиц по своему адресу – это определяется по наличию или отсутствию соответствующего заявления в налоговой.

Если предприниматель решает воспользоваться услугами посредника, предлагающего адрес для регистрации, то соблюдение как минимум первых трех условий вполне можно проверить самостоятельно. К примеру, объект не должен попадаться в результатах выдачи онлайн-сервиса ФНС по поиску адресов массовой регистрации. А чтобы убедиться, что здание по предлагаемому адресу реально существует, не занято каким-либо солидным ведомством и полностью достроено, вполне достаточно выехать на место и взглянуть на него своими глазами. Наконец, можно поискать нужные сведения в Интернете, а в договоре покупки адреса получить от продавца гарантии, предусматривающие денежную ответственность, что объект «чист».

Четырех перечисленных выше критериев налоговикам вполне хватает для того, чтобы эффективно бороться не только с фирмами, покупающими юридические адреса, но и с целой бизнес-индустрией с оборотом в несколько миллиардов рублей, сделанных из воздуха, уверен руководитель компании «СТК-Лаб» Александр Раптовский: «В масштабе страны несколько миллиардов можно было бы и не заметить, но эти суммы в основном сосредоточены именно в Москве, где для молодого предпринимателя нет не только свободных и доступных площадей, но и возможности зарегистрировать бизнес на домашний адрес, так как квартиры в большинстве случаев являются съемными».

Невыгодное ужесточение

В том, что по одному адресу может быть одновременно зарегистрировано много фирм, нет ничего криминального, считает Юрий Савелов. Но определиться в вопросе адресов массовой регистрации нужно было еще несколько лет назад, полагает он: «Я о такой ситуации слышал: неподалеку — в Сергиевом Посаде — 11 лет назад сгорел дом, а люди там до сих пор прописаны. А раз прописаны, значит, могли зарегистрировать фирму по этому адресу. Но если нет здания уже, а юридически оно еще может быть зарегистрировано, поскольку его не сняли с учета, то, наверное, сами налоговики должны это проверить».

Ответственная за регистрацию бизнеса в столице ИФНС № 46 осведомлена о том, какой процент компаний использует адреса массовой регистрации, уверен г-н Раптовский: «Более того, она имеет все необходимые инструменты, чтобы не допустить последующих регистраций на несуществующий или покупной адрес. Тем не менее, в ближайшее время ничего в текущей ситуации меняться не будет».

В результате складывается парадоксальная ситуация: предприниматели, несмотря на простоту соблюдения мер предосторожности, регистрируют бизнес на ненадежные адреса, хотя знают, что инспекторы могут легко выявлять нарушения. Но реальное ужесточение вопроса с недостоверными адресами и увеличение отказов в регистрации новых юрлиц не выгодно не только определенной группе людей, близких к данному механизму, но и самой ФНС, объясняет г-н Раптовский: «Кому выгодно закрутить гайки в этом вопросе? Кто мог бы стать реальным выгодоприобретателем? ИНФС № 46 и другие московские инспекции? Нет, зачем им уменьшать свои денежные потоки, основанные на налоговых поступлениях от бизнеса? Чем больше фирм, тем больше налогов. Москве? Нет – ситуация аналогична: зачем снижать приток бизнеса в город? Ведь вместе с этим уменьшатся доходы всех обслуживающих бизнес структур».

Отсутствуют стимулы к наведению порядка с юридическими адресами и у правоохранителей: они и так всегда знают фактические адреса, телефоны, ФИО руководителей и прочую необходимую информацию, поясняет г-н Раптовский: «Даже если компания указывает, что находится по одному адресу, а работает по другому, ее все равно находят. Делается это обычно через руководителя, чьи паспортные данные известны. Найти могут и через учредителей – сведения о них также есть у властей. В общем, у правоохранителей с этим проблем нет».

Дата публикации: 10 Июня 2014, 15:09
- + 0
еще по теме
ЦБ перевел российскую экономику в режим плавающего рубля. К чему следует готовиться малым и средним компаниям? 0 0
16 Января 2015, 15:55, Александр Бикбов
Недавно Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, управляемого по доверенности, облагается в... 0 0
14 Июля 2014, 12:53, Марина Скудутис
Что изменилось в налоговом законодательстве с 1 июля этого года? 0 0
10 Июля 2014, 14:03, Яна Лазарева
Как ни старалась компания, ей не всегда удается доказать реальность своих сделок с деловым партнером. 0 0
09 Августа 2013, 10:45 , Александр Хижняков
Сотрудники управления антикоррупционного подразделения МВД назвали средний размер взятки, который вымогают должностные лица. 0 0
11 Декабря 2012, 10:00 , Геннадий Окороков
Министерство внутренних дел назвало размер ущерба от коррумпированных чиновников 0 0
25 Октября 2012, 18:13 , Геннадий Окороков
© 2001—2018 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить