Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Ирина Светличная, юрист
Рейтинг: 1

Как проверить подпись на подлинность?

фото: Как проверить подпись на подлинность?

Привлечение эксперта для проверки подлинности подписей на документах может усложнить жизнь бухгалтеру и директору компании. Тем более, если в заключении будет указано, что подпись фальшивая. Но не стоит сдаваться раньше времени: зная порядок назначения экспертизы и права, предоставленные проверяемому, можно доказать, что исследование проведено с нарушениями.

При проведении выездных проверок очень часто документы, «первичка», счета-фактуры и другие бумаги, а точнее подписи на них, подвергаются почерковедческой экспертизе. Результаты исследования подлежат отражению в заключении почерковеда и в акте проверки, в которых нередко указывается, что бумаги завизированы «неустановленными лицами». Эта формулировка грозит компании отказом в вычете по НДС и не только этим.

Тем не менее за свои права и интересы можно и нужно бороться. Положения налогового законодательства устанавливают очень жесткий и четкий порядок проведения экспертизы, где проверяемой компании предоставлен обширный круг прав. При этом допущенные ревизорами нарушения при назначении и проведении экспертизы могут послужить основанием для признания вывода эксперта недопустимым доказательством при разрешении возникшего спора.

Порядок назначения

На основании пункта 3 статьи 95 Налогового кодекса почерковедческая экспертиза при проведении проверки назначается постановлением должностного лица, которое ее проводит. Если же постановление будет вынесено иным лицом, то это обстоятельство никак не влияет на достоверность и правильность выводов эксперта. Следовательно, заключение не может быть исключено из состава доказательственной базы, и его необходимо оценивать наравне с другими аргументами ревизоров. Именно к такому мнению пришли судьи ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 22.05.2012 г. № Ф03-1582/2012).

Постановление о назначении экспертизы должно быть составлено по форме, приведенной в приложении № 9 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338. В нем указываются: основания для назначения исследования, фамилия эксперта, название организации, в которой должна быть произведена экспертиза, перечень вопросов, которые ставятся перед исследователями, список материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Постановление о назначении проверки подлинности автографов включается в состав приложений к акту выездного контрольного мероприятия.

Несмотря на то, что в постановлении обозначение данных сведений обязательно, фискалы чаще всего не указывают основания для назначения экспертизы и фамилию почерковеда. Что вызывает вопросы, является ли решение о назначении исследования законным, и можно ли считать выводы эксперта допустим доказательством. На этот счет у служителей Фемиды есть разные мнения.

Экспертиза может проводиться только в период проведения выездной проверки. Соответственно, инспекция не вправе назначить экспертизу, если контрольное мероприятие уже завершено, а дополнительная проверка не назначалась.

Некоторые арбитры придерживаются такого мнения: неуказание налоговой в постановлении об экспертизе основания для ее назначения не является поводом для признания вывода незаконным. Это связано с тем, что отсутствие оснований является формальным нарушением, которое не лишает компании возможности реализовать установленные права (п. 7 ст. 95 НК РФ), следовательно, не нарушает и ее законных интересов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.2010 г. ? А03-4895/2010).

Допускается и отсутствие фамилии эксперта в постановлении. Так, при наличии уважительных причин неуказание эксперта может быть признано правомерным. Например, судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 21 апреля 2009 года ? А42-4828/2008 пришли к выводу, что не нарушаются права проверяемого лица, если данные исследователя не указаны из-за того, что налоговая не знает, кому будет поручено ее проведение, поскольку в экспертной организации начался период отпусков. Тем более фамилия эксперта была сообщена налогоплательщику позже, но до начала проведения проверки подлинности росписи.

Однако судьи внимательно следят за тем, чтобы почерковедческая экспертиза назначалась именно постановлением инспекции, а не иным документом, например, уведомлением, письмом и т.п. В данном случае проведение исследования, решение о назначении которого оформлено бумагой, не являющейся постановлением, будет признано незаконным (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 года № А55-3764/2010).

Инспекция должна не только оформить постановление, но и ознакомить с ним представителей фирмы. Если суд в некоторых случаях и «прощает» ревизорам отсутствие каких-либо реквизитов в этой бумаге, то отсутствие протокола об ознакомлении воспринимается арбитрами как грубейшее нарушение процедуры проведения экспертизы.

Протокол об ознакомлении

Инспектор, внесший постановление о назначении экспертизы, обязан ознакомить с ним представителей проверяемой организации, а также разъяснить им их права (п. 6 ст. 95 НК РФ). В подтверждение того, что проверяемого ознакомили с постановлением, составляется протокол (его форма приведена в приложении № 10 к приказу ФНС России от 31.05. 2007 г. № ММ-3-06/338). В бумаге отражается следующая информация:

- название экспертизы [в нашем случае почерковедческая – прим. ред.];

- место и дата, а также время начала и окончания ознакомления;

- должность и ФИО лица, составившего протокол;

- данные ознакомляемого (например, полное и сокращенное наименования организации (филиала, представительства), ИНН, КПП);

- дата вынесения постановления и его номер;

- должность, ФИО лица, вынесшего постановление о назначении экспертизы;

- отметка о том, что налогоплательщика ознакомили с его правами (налогоплательщик имеет право потребовать, чтобы ему разъяснили его права, даже если он их знает).

Кроме этого, компания имеет право внести в протокол замечания. В данном случае в документе указывается их содержание. Если же нареканий нет, то проставляется соответствующая отметка.

Как уже отмечалось, компания имеет право при проведении экспертизы участвовать в выборе эксперта или заявить ему отвод. Но это далеко не все возможности, предоставленные проверяемому законом. Рассмотрим их.

Правовое поле
Если представитель компании узнал о проведенной экспертизе только из акта выездной проверки, то ее результаты суд признает недействительными. Поскольку инспекция в данном случае нарушает не только порядок назначения исследования, но и права налогоплательщика.

Налоговое законодательство предоставляет компании обширный круг прав, которыми он может воспользоваться при назначении и проведении экспертизы. Во-первых, фирма может заявить отвод эксперту, а также просить о назначении исследователя из числа указанных им лиц (пп. 1, 2 п. 7 ст. 95 НК РФ). Эти права очень тесно переплетены между собой. Реализовать их можно не только в момент ознакомления с постановлением о назначении экспертизы, но и во время ее проведения.

Во-вторых, можно задать дополнительные вопросы эксперту (пп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ), причем как при назначении, так и во время исследования.

В-третьих, представитель фирмы может присутствовать при самой процедуре экспертизы и давать объяснения исследователю, но только с разрешения инспектора, проводящего выездную проверку (пп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ).

В-четвертых, проверяемый имеет право ознакомиться с заключением (сообщением о невозможности дать заключение) эксперта, а также дать свои объяснения по заключению эксперта, заявить возражение на вывод проверки, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ).

Ознакомившись с заключением, налогоплательщик может дать объяснения и заявить возражения, если считает, что вывод эксперта, например, не дает конкретных ответов на поставленные вопросы или содержит неоднозначную информацию. В данном случае также можно просить о проведении дополнительной или повторной экспертизы. При этом налоговая имеет возможность отказать в удовлетворении этой просьбы.

Если же при ознакомлении с заключением эксперта представитель фирмы нашел какие-либо недочеты, например, связанные с оформлением документа (отсутствует вводная часть и т. п.), либо не указан перечень материалов, переданных для исследования, то инспекции лучше всего на эти ошибки не указывать. В данном случае ревизор не сможет исправить данные недочеты, а для суда это станет поводом признать результаты по экспертизе недопустимым доказательством (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2009 г. № А56-48361/2008, ФАС Дальневосточного округа от 30.09. 2010 г. № Ф03-5934/2010).

Несмотря на то, что в некоторых случаях окончательное решение все же принимает инспекция, компании не стоит отказываться от использования предоставленных ей прав.

Поскольку споры с инспекторами нередко выносятся на рассмотрение суда, то использование прав позволит фирме подготовиться к разбирательству, в частности, изучить «слабые» места проведенной почерковедческой экспертизы, собрать необходимые доказательства, выработать линию защиты.

Дата публикации: 14 Мая 2014, 11:00
- + 0
еще по теме
ЦБ перевел российскую экономику в режим плавающего рубля. К чему следует готовиться малым и средним компаниям? 0 0
16 Января 2015, 15:55, Александр Бикбов
Недавно Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, управляемого по доверенности, облагается в... 0 0
14 Июля 2014, 12:53, Марина Скудутис
Что изменилось в налоговом законодательстве с 1 июля этого года? 0 0
10 Июля 2014, 14:03, Яна Лазарева
Как ни старалась компания, ей не всегда удается доказать реальность своих сделок с деловым партнером. 0 0
09 Августа 2013, 10:45 , Александр Хижняков
Сотрудники управления антикоррупционного подразделения МВД назвали средний размер взятки, который вымогают должностные лица. 0 0
11 Декабря 2012, 10:00 , Геннадий Окороков
Министерство внутренних дел назвало размер ущерба от коррумпированных чиновников 0 0
25 Октября 2012, 18:13 , Геннадий Окороков
© 2001—2018 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить