Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Вероника Позднякова
Рейтинг: 1

Осмотрительная защита

фото: Осмотрительная защита

Обязана ли инспекция предоставлять компаниям информацию о контрагентах? Вокруг этого вопроса ходит много споров среди налогоплательщиков, более того, позиции ФНС и судов зачастую не совпадают. Марина Скудутис попыталась узнать, на чьей стороне правда.

В вопросе о том, должны ли налоговики предоставлять компаниям информацию о ее 0контрагентах, нет единого мнения. На протяжении последних лет Минфин выпускает противоречивые Письма, а арбитры – принимают «разношерстные» решения. Что же делать компаниям?

По мнению судей

Начнем с позиции Высшего арбитражного суда. В определении от 1 декабря 2010 года № ВАС-16124/10 арбитры ВАС признали правомерными выводы судов о том, что сведения об исполнении компаниями и предпринимателями своих обязательств по уплате сборов не являются налоговой тайной. Именно поэтому у инспекции отсутствуют основания для отказа в представлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, ведь эти данные необходимы для проявления должной осмотрительности.

Аналогичные выводы можно найти и в других решениях служителей Фемиды (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 г. № А27-25441/2009, от 16.07.2010 г. № А27-25724/2009, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1.09.2010 г. № Ф09-6957/10-СЗ). Однако есть и совершенно иная практика, и ее немало. Например, относительно недавно (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 30.03.2012 г. № 15АП-1443/2012) арбитры пришли к выводу, что сведения о поданных декларациях и суммах уплаченных сборов являются налоговой тайной и могут быть разглашены только с согласия контрагента. Получается, что у арбитров нет единой позиции. И это несмотря на наличие определения ВАС. Предугадать, к какому мнению придут судьи в конкретном случае – просто невозможно.

С точки зрения ревизора

Делайте скриншоты или фото экрана с результатами поиска на сайтах ведомств. Все это не будет лишним в любом случае. Чем больше у бухгалтера доказательств, что своего партнера компания проверяла, тем больше вероятность в случае спора доказать свою осмотрительность.

А теперь поговорим о позиции проверяющих. Интерес для нас представляет в этом случае Письмо Минфина от 4 июня 2012 года № 03-02-07/1-134. Компания тогда напрямую спросила: вправе ли фирма поинтересоваться у инспекции, не нарушает ли ее контрагент сроков уплаты налогов и сдачи отчетности, и не привлекалась ли организация к ответственности? И может ли налоговый орган отказать обществу в предоставлении запрашиваемой информации? От прямого ответа ведомство воздержалось, но сделало ссылку на все то же определение ВАС. Это, безусловно, можно считать позитивным для компаний моментом. Финансисты признали, что такую информацию они должны предоставлять. И это даже не смотря на то, что обязанность инспекций сообщать фирмам сведения об исполнении (неисполнении) их контрагентами фискальных обязательств в НК не закреплена. Однако радоваться преждевременно. Минфин ведь так и не дал конкретный ответ, он лишь сослался на арбитров. Но если ревизоры откажутся предоставить фирме сведения о контрагенте, тот факт, что компания такой запрос подавала, будет доказательством проявления должной осмотрительности. И в случае судебного спора это защитит организацию от обвинений.

Спустя несколько месяцев ФНС выпустила еще один документ. Сообщение фискалов перевернуло все с ног на голову в вопросе, который, казалось, уже закрыт. Речь о Письме от 17 октября 2012 года № АС-4-2/17710. В нем налоговики сделали вывод, что Кодекс не устанавливает обязанность инспекций предоставлять компаниям по их запросам информацию об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими прописных норм. Не преминули они сослаться и на пункт 1 статьи 102 НК, где сказано, что любые полученные сведения о фирмах и предпринимателях составляют налоговую тайну. И она не подлежит разглашению. Это заявление весьма интересно. Ведь раньше налоговики не особо беспокоились за сохранность таких сведений. Они регулярно вывешивали черные списки должников, мотивируя свои действия тем, что эта информация секретом не является.

Что делать?

«Что делать?» – такой вопрос, несомненно, возникает у многих бухгалтеров после прочтения всего вышесказанного. Получается, что отправлять-то запросы компания имеет право, но вот что ответит на них инспекция – спрогнозировать невозможно. Да и в случае судебного спора результат непредсказуем. Компаниям вновь придется полагаться только на себя. Поэтому, чтобы проверить бизнес-партнера, нужно использовать все возможные пути. Не стоит забывать про интернет-сервис «Проверь себя и контрагента», который размещен на сайте ведомства. Заполнив форму, любой сможет найти необходимую информацию: дату регистрации, адрес, ОГРН, ИНН, КПП, сведения о лицензиях, и главное – о дате возможной ликвидации (если, конечно, это произошло).

На сайте ФНС есть и еще несколько полезных ссылок, а именно:

Спустя несколько месяцев ФНС выпустила еще один документ. Сообщение фискалов перевернуло все с ног на голову в вопросе, который казалось уже закрыт. Речь о Письме от 17 октября 2012 года № АС-4-2/17710. В нем налоговики сделали вывод, что Кодекс не устанавливает обязанность инспекций предоставлять компаниям по их запросам информацию о других компаниях.
  • сведения о компаниях и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для оформления изменений, вносимых в учредительные документы компании и внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • сообщения организаций, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении ООО 20 процентов уставного капитала других фирм;
  • данные, опубликованные в том же издании об исключении недействующих фирм из ЕГРЮЛ;
  • предприятия, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
  • сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке.

И другие электронные сервисы. Активные ссылки на них можно найти по адресу http://egrul.nalog.ru. Сами налоговики советуют не забывать про полезный функционал, размещенный на сайте судебных приставов по адресу http://www.fssprus.ru/iss/ip/.

Не забывайте, что у контрагента можно запросить выписку из ЕГРЮЛ и копию свидетельства о постановке на учет. Не забудьте проверить полномочия лиц, которые подписывают документы от имени делового партнера. Конечно, все это подтвердит, что компания зарегистрирована в контрагенте и старается проявить должную осмотрительность, тем не менее на сто процентов это не защитит фирму от неблагонадежных контрагентов. Ведь предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. И об этом не стоит забывать. Однако чем больше у бухгалтера доказательств, что своего партнера компания проверяла, тем больше вероятность в случае спора доказать свою осмотрительность. Собирайте все возможные бумаги, отправляйте запросы налоговикам. Делайте скриншоты или фото экрана с результатами поиска на сайтах ведомств. Все это не будет лишним в любом случае. И, конечно, не забывайте: именно налоговики будут должны документально подтвердить, что компания халатно отнеслась к выбору контрагента или намеренно сотрудничала с недобросовестной организацией (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53). Поэтому задача бухгалтерии или юридического отдела – собрать побольше доказательств обратного.

Дата публикации: 17 Октября 2013, 16:29
- + 0
еще по теме
ЦБ перевел российскую экономику в режим плавающего рубля. К чему следует готовиться малым и средним компаниям? 0 0
16 Января 2015, 15:55, Александр Бикбов
Недавно Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, управляемого по доверенности, облагается в... 0 0
14 Июля 2014, 12:53, Марина Скудутис
Что изменилось в налоговом законодательстве с 1 июля этого года? 0 0
10 Июля 2014, 14:03, Яна Лазарева
Как ни старалась компания, ей не всегда удается доказать реальность своих сделок с деловым партнером. 0 0
09 Августа 2013, 10:45 , Александр Хижняков
Сотрудники управления антикоррупционного подразделения МВД назвали средний размер взятки, который вымогают должностные лица. 0 0
11 Декабря 2012, 10:00 , Геннадий Окороков
Министерство внутренних дел назвало размер ущерба от коррумпированных чиновников 0 0
25 Октября 2012, 18:13 , Геннадий Окороков
© 2001—2020 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить