Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Александр Бикбов
Рейтинг: 1

Перспективы борьбы с коррупционерами

фото: Перспективы борьбы с коррупционерами

В августе по подозрению в получении взятки в размере 2 млн. рублей столичные полицейские задержали главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок №1 инспекции ФНС России № 18 Владимира Завалова. В обмен за наличность, чиновник обещал закрыть глаза на результаты проведенных проверок.

Днем ранее СМИ со ссылкой на «Интерфакс» сообщали о другом похожем случае: замначальника отдела выездных проверок инспекции № 24 ФНС был задержан при попытке получения втрое большей суммы – 6 млн. рублей, которые он, по версии следствия, вымогал у главы коммерческой организации за прекращение проверки финансово-хозяйственной деятельности. Имя задержанного чиновника не раскрывалось, однако «Российская Газета» сообщала, что им, по полученной информации, был Алексей Рощин.

Любопытно, что это имя и фамилия всего полгода назад уже фигурировали в прессе в связи с подозрением в получении взятки, причем абсолютно того же размера – 6 млн. рублей. Тот же «Интерфакс» 6 декабря 2012 года сообщал: замначальника выездных проверок № 2 ИФНС № 24 Москвы Алексей Рощин вымогал незаконную выплату с гендиректора ЗАО НПП «КлАСС» за сокрытие недополученных с организации налоговых платежей за период с 1 января 2009 по 31 декабря 2011 года.

В августе Чиновник был задержан сотрудниками службы собственной безопасности МВД России на встрече в ресторане в момент получения денег. Сотрудники Главного следственного управления СК России по городу Москве возбудили в отношении Рощина уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30 и частью 6 статьи 290 УК РФ – покушение на получение взятки в особо крупном размере.

В МВД нам отказались дать комментарии по обоим происшествиям, предложив обратиться к опубликованной на официальном сайте информации от пресс-службы. Между тем, Lenta.ru, ссылаясь на свои источники в МВД, сообщала, что в деле о шестимиллионной взятке в вымогательстве участвовали лица, представляющиеся сотрудниками правоохранительных органов, в министерстве не стали исключать правдивость данной версии.

Аналогичные события произошли в феврале 2013 года, когда за снижение предпринимателю суммы сбора был задержан главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок МИ ФНС России № 17 по Московской области. Тогда канал «Москва 24» со ссылкой на МВД сообщал, что чиновник требовал перевести 7 млн. рублей на счет зарегистрированной в Самаре коммерческой организации. Талантливый предприниматель смог в итоге сторговаться с инспектором на 1,5 млн. рублей, после чего обратился в полицию, зафиксировавшую факт передачи платежного поручения. Оно и послужило свидетельством о переводе денег на самарский счет.

За МКАДом
Признак системности в данном случае может свидетельствовать лишь о желании привлечь массовое внимание потенциальных избирателей, нежели об эффективной политике по борьбе с коррупцией.

Границами Москвы налоговое взяточничество не ограничивается. В июле 2013 года в Краснодарском крае также возбудили уголовное дело в отношении крупного налогового чиновника. Замначальника МИ ФНС был арестован за получение 2,5 млн. рублей, которые являлись компенсацией за двукратное снижение 40-миллионной задолженности компании перед ФНС, сообщала пресс-служба следственного управления СКР по региону. В рамках проверки инспектор якобы обнаружил, что компания не доплатила налогов на указанную сумму. Предоставленную главой организации оправдательную документацию чиновник отверг, заявив, что не может проверить подлинность бумаг.

Ранее – в начале 2013 года – правоохранители задержали двух крупных чиновников УФНС России по Приморскому краю за незаконное получение 9 млн. рублей. Именно в такую сумму те оценили поблажки при проверке, сообщала пресс-служба ГУЭБиПК МВД России. Как выяснили оперативники совместно со службой безопасности ФНС, за вымоганием взятки в особо крупном размере стояли руководитель отдела МИФНС № 10 по городу Артем Приморского края и начальник отдела по урегулированию задолженности краевого УФНС.

Новогодние скидки

Когда появляется возможность решить вопрос таким образом, что многомиллионные обязательства снижаются в семь раз, соблазн нарушить закон весьма велик. В январе 2013 года сотрудники ОЭБ и ПК УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве задержали с поличным сотрудника отдела выездных проверок московской инспекции ФНС № 20. По информации правоохранителей, он в своем служебном кабинете получил взятку в размере 2 млн. рублей. За такое вознаграждение один из бизнесменов рассчитывал снизить налоговые претензии к своей компаний – в ходе проверки были вскрыты неуплаченные сборы на сумму 17 млн. рублей. После решения вопроса полюбовно долг должен был уменьшиться до 2,5 млн. рублей. Но чиновника задержали, возбудив уголовное дело по статье 290 УК РФ – получение взятки.

Не всегда размер незаконных выплат исчисляется миллионами. Неоднократно служащие налоговой попадались на вымогании относительно скромных сумм. Так, в апреле 2013 года в МВД сообщали о задержании сотрудниками ОЭБиПК УВД по ЗАО ГУ МВД России по городу Москве государственного налогового инспектора, ограничившегося получением 15 тыс. рублей от исполнительного директора одной из компаний. Именно в такую сумму был оценен штраф «на месте» за сокрытие обнаруженных административных правонарушений и минимизацию штрафных санкций.

Осенью 2011 года незаконно полученную сумму ровно такого же размера предполагали поделить на двоих старшие инспекторы отдела выездных проверок МИ ФНС № 1 по Ставропольскому краю Людмила Кучерова и Елена Троценко. Как установило следствие, обвиняемые получили деньги от фермера, пожелавшего в акте проведенной проверки четырехкратно снизить сумму неуплаченных налогов – со 125 тыс. до 31 тыс. рублей. Любопытно, что после того, как факт передачи взятки был зафиксирован сотрудниками оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям главного управления МВД по Ставропольскому краю, инспекторы пытались откупиться на порядок большей суммой, они предложили 200 тыс. рублей оперуполномоченному оперативно-розыскной части. Впрочем, безуспешно.

Примечательно, что после того, как факт передачи взятки был зафиксирован сотрудниками оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям главного управления МВД по Ставропольскому краю, инспекторы пытались откупиться на порядок большей суммой, они предложили 200 тыс. рублей оперуполномоченному оперативно-розыскной части.

Дальше – больше. Практика показывает: о том, что 15 без остатка делится на 3, отлично знают не только математики. В июне 2013 года в столице по подозрению в получении взятки были задержаны сразу трое сотрудников ИФНС № 15, сообщала пресс-служба Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по городу Москве. В схеме «на троих» один являлся переговорщиком, другой должен был получить деньги, третий – начальник оперативного контроля ИФНС № 15 – давал свое согласие. В остальном предыстория похожа на аналогичные случаи: проверяющие нашли нарушения, главе компании предложили за вознаграждение санкции не применять, тот обратился в правоохранительные органы, которые затем произвели задержание при передаче денег.

Сроки и штрафы

За попытки получения взяток бывшие сотрудники налоговой получают вполне реальные сроки и штрафы. Так, в июне 2013 года в Оренбургской области приговор был вынесен чиновнице МИФНС Рание Асташевой, согласовавшей необоснованно завышенные расходы в отчете конкурсного управляющего производственного кооператива «Бытовик». Размер взятки за содействие в виде завышения расходов на 3,5 млн. рублей составил 1,5 млн. рублей, обернувшихся для Асташевой наказанием в виде 5 лет колонии общего режима и 100 тыс. рублей штрафа.

Тремя месяцами ранее – в марте 2013 года – суд вынес приговор экс-начальнику инспекции ФНС по Железнодорожному району города Воронежа Сергею Минакову и двум пособникам, в том числе сотруднику МВД. Как установило следствие, с 2009 года Минаков, располагая информацией о наличии денег на расчетных счетах состоявших на учете организаций, незаконно приостанавливал операции. Затем при пособничестве старшего оперуполномоченного управления по налоговым преступлениям ГУ МВД по Воронежской области Сергеем Витенко и своей знакомой Светланой Зажигаловой вымогал с глав компаний вознаграждение за отмену решений.

Суд назначил Минакову наказание в виде 5,6 млн. рублей штрафа, с лишением права занимать руководящие должности в течение 3 лет, признав чиновника виновным по части 3 статьи 30, части 4 статьи 290 (покушение на вымогательство взятки должностным лицом), части 4 статьи 290 (вымогательство взятки должностным лицом в крупном размере), части 3 статьи 30 и части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения в крупном размере). Два других фигуранта дела были признаны виновными в «пособничестве в вымогательстве взятки должностным лицом в крупном размере» и «мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения в крупном размере».

Юристы о налоговиках

Анализируя последние случаи задержания чиновников ФНС по подозрению в попытках незаконного получения денег с предпринимателей, юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Денис Скрябин отмечает: «Следствие должно будет предпринять меры по выявлению иных случаев получения или вымогательства взяток подозреваемыми сотрудниками ИФНС России № 24 по Москве. Вместе с тем, говорить об их связи с другими делами преждевременно, так как получение или покушение на получение взятки является весьма частым явлением среди сотрудников ФНС РФ, о чем свидетельствуют многочисленные новости».

Любопытно, что это имя и фамилия задержанного всего полгода назад уже фигурировали в прессе в связи с подозрением в получении взятки, причем абсолютно того же размера – 6 млн. рублей. Тот же «Интерфакс» сообщал: замначальника выездных проверок № 2 ИФНС № 24 Москвы вымогал незаконную выплату.

«В настоящее время ведется борьба с коррупцией в рядах ФНС РФ, однако, на мой взгляд, усилия правоохранительных органов по выявлению таких преступлений должны быть увеличены. – рассуждает о качестве расследования подобных случаев г-н Скрябин. – В практике имеются случаи оправдания лиц, получивших взятку, вынесения им весьма мягкого срока, но бывают приговоры и суровые».

«Лица могут быть привлечены к ответственности в случае, если будут доказаны следующие факты: реальное получение денежных средств конкретным лицом; получение денежных средств за совершение действий в пользу взяткодателя или за общее покровительство (указанные действия должны быть отражены в решении суда); размер взятки, превышающий 1 млн. рублей. При этом получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки» – говорит юрист фирмы «Антонов, Богданов и партнеры» Екатерина Антонова.

Комментируя недавние истории, юрист отмечает: «В соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса РФ, государственные и муниципальные служащие вправе получать обычный подарок стоимостью не свыше пяти минимальных окладов в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. [В анализируемых случаях] указанный размер был существенно превышен».

Зачастую такие деяния переквалифицировают в дела о мошенничестве. В этом случае они де-юре перестают быть преступлениями коррупционными. Дело в том, что, как принято считать, коррупционность проявляется, если должностное лицо способно распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия или непринятия решений. «Случаи привлечения должностных лиц по статье 290 крайне редки, особенно с квалифицирующими признаками» – подтверждает г-жа Антонова.

Что касается возможных причин недавних событий, юрист допускает вероятность их связи с выборами мэра Москвы: «Сотрудники Федеральной налоговой службы формируют денежный фонд субъекта РФ посредством взимания налоговых сборов, пошлин и штрафов, что по сути является одним из основных источников денежных средств органов местного самоуправления. Признак системности в данном случае может свидетельствовать лишь о желании привлечь массовое внимание потенциальных избирателей, нежели об эффективной политике по борьбе с коррупцией».

Дата публикации: 03 Октября 2013, 10:59
- + 0
еще по теме
ЦБ перевел российскую экономику в режим плавающего рубля. К чему следует готовиться малым и средним компаниям? 0 0
16 Января 2015, 15:55, Александр Бикбов
Недавно Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, управляемого по доверенности, облагается в... 0 0
14 Июля 2014, 12:53, Марина Скудутис
Что изменилось в налоговом законодательстве с 1 июля этого года? 0 0
10 Июля 2014, 14:03, Яна Лазарева
Как ни старалась компания, ей не всегда удается доказать реальность своих сделок с деловым партнером. 0 0
09 Августа 2013, 10:45 , Александр Хижняков
Сотрудники управления антикоррупционного подразделения МВД назвали средний размер взятки, который вымогают должностные лица. 0 0
11 Декабря 2012, 10:00 , Геннадий Окороков
Министерство внутренних дел назвало размер ущерба от коррумпированных чиновников 0 0
25 Октября 2012, 18:13 , Геннадий Окороков
© 2001—2020 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить