Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Николай Визер
Рейтинг: 1

О переплате налога

фото: О переплате налога

ФНС специально создана государством для управления процессом сбора налогов. Однако бывает так, что Служба сама оказывается в роли должника. Но возвращают деньги ревизоры с меньшим энтузиазмом, чем собирают. Это на практике, хотя в Налоговом Кодексе прописано совсем иное, при этом оно не дает четких ответов на ряд довольно существенных вопросов.

Стать кредитором

Причин, по которым инспекция может стать должником фирмы, несколько. Налогоплательщик сам и добровольно переплачивает в казну. Это может произойти либо вследствие ошибки, например, «задвоилась платежка», или перепутали КБК. Второй случай возникновения переплаты вникает в ситуациях, когда сама компания идет на такой шаг, например это делается в ситуациях, когда нужно срочно «угнать» деньги, тогда руководство организации принимает решение «сбросить» их в счет налогов. Такая практика имела место в период финансовых кризисов 1998 и 2008 годов, когда фирмы таким способом спасали деньги из гибнувших банков.

Есть и еще один способ заполучить ФНС в ряды своих должников. Он связан с действиями самих инспекторов, которые порой проводят необоснованные и скоропалительные списания с расчетного счета организаций.

Факт переплаты

Прежде чем решать проблему, нужно подтвердить, что задолженность фактически существует. Вообще-то статья 78 НК прямо указывает, что «налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Однако ФНС довольно редко сообщает об этом, то ли в силу очень большой загруженности сотрудников, то ли из-за банального нежелания расставаться с деньгами. В этой ситуации компании должны проявить инициативу сами.

Статьи 32 и 78 Кодекса прямо обязывают чиновников осуществлять совместную сверку расчетов по заявлению компании. Ее результатом должен быть акт, подписанный представителями сторон: он зафиксирует сумму переплаты.

Если же у организации и инспекторов возникнут разногласия, то первому придется доказывать документально факт наличия задолженности, но уже в суде.

Вернуть «по-хорошему»
Конституционный суд указал, что налоговики не могут самостоятельно произвести зачет излишне уплаченной суммы в счет погашения недоимок и задолженностей по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена. Минфин был вынужден согласиться с такой позицией.

Порядок возврата денег описан в статьях 78 и 79 НК РФ. Его необходимым условием является отсутствие у фирмы задолженности по сборам в соответствующий бюджет. В противном случае переплата будет направлена на погашение долга. Действующее законодательство предоставляет налоговикам право осуществить зачет самостоятельно с последующим уведомлением компании.

Если же задолженность отсутствует, то организация имеет возможность попросить инспекцию зачесть сумму переплаты в счет платежей будущего периода. Нужно отметить, что ФНС куда более охотно принимает решение о зачете, поскольку данная процедура является более простой: в ней не участвует федеральное казначейство и не приходится расставаться с деньгами.

Если же сумма большая, а деньги нужны срочно, то придется осуществлять процедуру возврата. Она происходит на основании заявления компании. Инспекция в течение десяти дней с момента получения соответствующего уведомления должна принять решение о возврате средств либо об отказе. Положительное решение направляется в территориальный орган федерального казначейства для его исполнения.

Заявления о зачете и возврате нужно подавать в инспекцию, в которой стоит на учете фирма. Делать так нужно даже в том случае, если переплата была осуществлена в другую ИФНС.

Все кажется достаточно простым, однако, при зачете и возврате, организация может столкнуться с большим количеством проблем, которые ей предстоит решать в суде.

Рассчитать сроки

Есть два способа вернуть корпоративную наличность – обратиться к ревизорам или в суд. Причем к арбитрам приходится идти не только в тех случаях, когда инспекция отказывает в принятии соответствующего решения, но и когда компания пропустила сроки, отведенные на обращение в ИФНС.

Статья 79 НК отводит организациям всего месяц на поход к налоговикам с заявлением о возврате излишне взысканной суммы. Как правило, это время тратится на решение вопроса «а стоит ли вообще ссориться с налоговой».

Сложности при исчислении возникают, когда имело место несколько платежей. Существует Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 года № 2046/04 по делу № А07-8637/03-А-ХИМ. В нем Высший арбитражный суд указал, что поскольку уплата налога за год осуществлялась несколькими платежами и в различные сроки, то время на подачу заявления о возврате излишне уплаченных сумм должно исчисляться с даты каждого платежа. Это правило касается сроков обращения, как в налоговые, так и в суд.

Не лишиться бы
Поскольку уплата сборов за год осуществлялась несколькими платежами и в различные сроки, то время на подачу заявления о возврате излишне уплаченных сумм должно исчисляться с даты каждого платежа. Это правило касается сроков обращения, как в налоговые, так и в суд.

Нужно отметить, что не всегда у компаний и налогового органа существует согласие по поводу сумм задолженности перед бюджетом. Разногласия возникают в тех случаях, когда инспекция пропустила сроки взыскания каких-либо сумм, но до сих пор пытается «закрыть» эту задолженность. При первой же возможности ревизоры пытаются излишне полученные средства направить в погашение именно таких долгов. Подобные решения незаконны и Конституционный суд подтвердил это. КС в Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П указал, что «налоговый орган не может самостоятельно произвести зачет излишне уплаченной суммы в счет погашения недоимок и задолженностей по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена». Минфин был вынужден согласиться с такой позицией.

Проценты

Удержание денег компаний стоит государству денег. Правда «зеркального принципа» здесь не наблюдается, так как просрочка возврата или зачета средств обходится бюджету куда дешевле, чем неуплата налогов вовсе. Фирмы платят пеню исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка. В то же самое время государство обязано уплачивать проценты исходя из обычной ставки рефинансирования. При этом срок, за который начисляются проценты, различается в зависимости от того, был ли сбор излишне уплачен самой компанией или же имело место принудительное взыскание.

В первом случае, если государство соблюдает сроки возврата денег, проценты не уплачиваются. Во втором варианте проценты подлежат удержанию с даты взыскания. Нужно отметить, что «добровольная» уплата сборов по требованию инспекции является именно излишним взысканием. Тут ВАС и Конституционный суд солидарны. Требование об уплате сбора является одной из мер государственного принуждения, которая направлена на изъятие денежных средств. Соответственно, проценты начисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для взысканных сумм. Если же налоги уплачены до выставления требования, то проценты взыскиваются исключительно при нарушении сроков возврата.

Бюджетное хранилище

Есть еще один важный нюанс, касающийся деятельности банков. Во время дефолта 1998 года и мирового финансового кризиса 2008 года многие кредитные структуры не могли фактически выполнить поручения своих клиентов на перечисление денег из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах. Тогда некоторые компании попали в отчаянное положение, поскольку не имели возможности пользоваться порой очень большими суммами, которые находились на их счетах. Стремясь хоть как-то подправить ситуацию, многие платили налоги чуть ли не на год вперед, чтобы потом вернуть или зачесть эти средства за счет государства. Формально предприниматели были правы. Статья 45 НК избавляет налогоплательщика от ответственности в тех случаях, когда банк не исполняет его поручение. Но суды оказались удивительно последовательны: они заняли в этом вопросе позицию государства и обвинили бизнесменов в недобросовестности. Видимо, так будет и впредь, это следует иметь в виду, если вы хотите использовать бюджет в качестве надежного хранилища корпоративных средств.

Дата публикации: 02 Октября 2013, 17:59
- + 0
еще по теме
ЦБ перевел российскую экономику в режим плавающего рубля. К чему следует готовиться малым и средним компаниям? 0 0
16 Января 2015, 15:55, Александр Бикбов
Недавно Минтруд сообщил, что компенсация за использование в служебных целях автомобиля, управляемого по доверенности, облагается в... 0 0
14 Июля 2014, 12:53, Марина Скудутис
Что изменилось в налоговом законодательстве с 1 июля этого года? 0 0
10 Июля 2014, 14:03, Яна Лазарева
Как ни старалась компания, ей не всегда удается доказать реальность своих сделок с деловым партнером. 0 0
09 Августа 2013, 10:45 , Александр Хижняков
Сотрудники управления антикоррупционного подразделения МВД назвали средний размер взятки, который вымогают должностные лица. 0 0
11 Декабря 2012, 10:00 , Геннадий Окороков
Министерство внутренних дел назвало размер ущерба от коррумпированных чиновников 0 0
25 Октября 2012, 18:13 , Геннадий Окороков
© 2001—2020 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить