В 2014 году ФСС запустила пилотный проект «Электронный листок нетрудоспособности». Тестирование завершается и уже с 2017 года порядок будет действовать по всей стране. Чего ждать работодателям от нововведения?
«Мы разгрузим врачей и сократим очереди» - такова позиция Минздрава в вопросе введения электронных больничных. Первой для пилотного проекта была выбрана Белгородская область. Электронные больничные в этом регионе начали внедрять еще в октябре 2014 года. Затем проект запустили в Астраханской области и Новосибирске. В декабре 2015 года в столице выдали первый электронный больничный лист.
В середине февраля этого года заместитель председателя Фонда социального страхования Сергей Алещенко пригласил Курганскую область участвовать в тестировании. Это предложение он выдвинул на встрече с главой региона Алексеем Кокориным.
Помимо цели разгрузить врачей и сотрудников ФСС есть еще одна причина – электронные больничные, в отличие от бумажных, невозможно подделать. Сейчас получить такой листок не проблема – в стране действуют целая сеть мошенников, которые предлагают за небольшие деньги оформить «липовую» бумажку.
Фонд соцстраха также не скрывает, что введение электронных больничных позволит существенно сэкономить на бумажных бланках, которых ежегодно в стране выдается порядка 40 млн штук. ФСС также видит еще один плюс от нового порядка – он сможет систематизировать данные об уровне заболеваемости той или иной патологией (что особенно актуально после эпидемии гриппа, которая прокатилась в этом году по всей стране), просчитывать экономические потери, находить лучшие решения для управления здоровьем населения.
Отмечу, что гражданин сможет сам выбирать, какой бланк ему оформить в поликлинике: бумажный или электронный (подписанный квалифицированной ЭП). Сила этих двух документов будет равна.
Законопроект, который предусматривает соответствующие поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ находится в настоящее время на стадии публичного обсуждения. В скором времени власти обещают подвести итоги пилотного проекта. ФСС планирует, что с 2017 года оформить больничные листы в электронном виде можно будет уже по всей стране.
Как же будет выглядеть процесс оформления электронного больничного? Для начала заболевший сотрудник, естественно, должен обратиться к врачу. Доктор в специальной программе заполнит необходимые данные. Большую часть информации он копирует из электронной медкарты. Персонал медицинского учреждения заполняет необходимую информацию, которая ранее вносилась и в бумажные листки: наименование поликлиники (больницы), ФИО и должность лечащего врача, причину нетрудоспособности, по которой пациент не может выполнять свою работу и другие данные. Сведения поступают в Фонд социального страхования и к работодателю. Доктор назначает пациенту лечение и дает рекомендации. После этого выздоровевший приходит к врачу для выписки. Такой больничный приходит пациенту прямо на электронную почту.
Работодатель также должен заполнить свою часть информации в электронном больничном, которая раньше он указывал в бумажных листках нетрудоспособности: о работнике, компании, среднем заработке, размере пособия.
Предполагается, что в скором времени фирма сможет получать информацию обо всех своих сотрудниках в личном кабинете на сайте ФСС, для этого будут созданы специальные электронные сервисы. Зайдя на сайт бухгалтер фирмы увидит, кто из сотрудников болеет; в каких медицинских учреждениях открыты и продлеваются листки нетрудоспособности; с какого дня больничный закрыт и сотрудник должен выйти на работу.
Так это должно работать в идеале. На начальном этапе проблем, скорее всего, не избежать. Ведь на отладку системы уйдет время. Планируется, что работодатели не понесут никаких дополнительных расходов в связи с переходом на электронные больничные. Достаточно будет получить логин и пароль на сайте ФСС.
Отмечу, что работодателям теперь будет сложнее, а вернее, невозможно, задержать выплату пособия, ведь ФСС сможет «наблюдать» за процессом, что называется, изнутри.
«Любой собственник бизнеса стремиться не только увеличить прибыль, но и сократить расходы. Особенно эффективно сокращение трат на процессы, которые по своей сути бесполезны и не приносят прибыли.», - рассказывает генеральный директор компании «Алексим» Александр Симонцев. По его мнению, оформление документов на бумаге относится именно к этим расходам, поэтому от него избавляются в первую очередь. «Ушли в прошлое огромные залы с надписью «Бухгалтерия», теперь их заменяет скромный кабинет с главным бухгалтером внутри. Но даже его стараются выжить с территории офиса, отдав это направление на аутсорсинг», - размышляет Александр. По его словам, можно на своем предприятии внедрить самые передовые технологии документооборота, и значительно улучшить работу компании, но стоит этой же фирме столкнуться с государством, как «тонко настроенная система входит в противоречие с архаичной структурой государственного документооборота». Г-н Симонцев отмечает, что электронный больничный - очередная робкая, но очень нужная попытка государства успеть за частным бизнесом. «С большим трудом, но правильным вектором движения, эти попытки реализуются сначала в нескольких регионах, а уже затем транслируются на всю страну. Дает ли это преимущества работодателю? Несомненно. Новая система - это не только экономия времени для его сотрудников, которые не проводят свой день, стоя в очередях к врачу.
Светлана Широкова, глава отдела кадров МТВК «Гринвуд»: «Электронные больничные - это нормальная практика, давно применяемая во многих странах мира. Прежде всего, данная мера сокращает документооборот, пропадает необходимость хранить лишние бумаги. При этом, автоматизируется процесс назначения и расчета пособий, снижается нагрузка на бухгалтерию», - отмечает она. Кроме этого, электронные больничные значительно снижают возможность мошенничества и предоставления поддельных листов недобросовестными сотрудниками. «Данная проблема существенная, бизнес в этой сфере давно поставлен на поток. К примеру, в 2014 году в Петербурге было продано порядка 190 тысяч поддельных больничных листов», - рассказывает г-жа Широкова. С внедрением электронных больничных компании лишаются расходов на оплату не только времени простоя «мнимых больных», но и на мероприятия по проверке данных документов. «Недостатком можно назвать возможную путаницу в документообороте, в случае, когда работник не сообщил о своей болезни и посещении врача и все равно ходит на работу. Поскольку система электронных больничных действует автоматически, то возможен некоторый казус в работе бухгалтерии. Для недопущения подобных инцидентов руководству следует проводить разъяснительную деятельность среди подчиненных», - делает вывод эксперт.
Денис Москвитин, заместитель генерального директора по медицинским вопросам компании «МедГарант» считает, что при успешной реализации проекта работник будет избавлен от необходимости нести ответственность за сохранность «больничного» и правильность его оформления. «Прямая связь: лечебное учреждение – работодатель – ФСС даст возможность производить быстрые расчеты и устранять ошибки в кротчайшие сроки, лечащий врач и другой медицинский персонал будет избавлен от необходимости отвлекаться от выполнения прямых обязанностей на оформление бумажных документов. Однако, как в нашей стране бывало не единожды, тестовой программой пользуются лишь немногие работодатели и лечебные учреждения», - отмечает г-н Москвитин. Он считает, что так будет продолжаться до тех пор, пока программа не вступит в действие на законодательном уровне.
«При всей очевидности положительных моментов, не все так просто», - считает Никита Заверский, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Главная лаборатория судебных экспертиз и исследований». По его словам, для стабилизации системы необходима четкая работа программного обеспечения и компьютерное оснащение всех участников процесса, на что потребуются весьма значительные затраты. «Учитывая пресловутый русский «авось», работодатели и многие лечебные учреждения не станут запускать работу в проекте до того момента, пока это не будет вменено в обязанность на законодательном уровне», - делает вывод г-н Заверский.
Яна Шевченко, главный бухгалтер ГК АКИГ: «Однако, если все же утвердят электронный формат больничного листа, работы у бухгалтера прибавится. Так, ФСС потребуются банковские реквизиты для перечисления больничных сумм, такие данные будет предоставлять организация, собирать заявления от сотрудников. Документооборот во многом возрастет», - считает эксперт.
Как отмечает г-жа Шевченко, не все пособия будет оплачивать ФСС. «Например, пособие на погребение, также будет оплачивать организация, а затем возмещать потраченные собственные средства. Для этого явно придется собрать комплект документов. Хорошо, если будет налажен электронный документооборот с ФСС и бухгалтерские программы будут вовремя обновляться, так как система «Электронный больничный» еще до конца не проработана, введен только пилотный проект в нескольких регионах, и очень часто возникают изменения».
Первым делом
Вячеслав Шинкарев, эксперт проекта Контур-Зарплата компании СКБ Контур считает, что внедрение электронных больничных было бы крайне удобно в тех регионах, где проходит пилотный проект о прямых выплатах ФСС. Это: Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская, Астраханская, Курганская, Новгородская, Белгородская, Новосибирская, Тамбовская, Ростовская, Самарская области, Хабаровский край, Республика Крым и город Севастополь, Республика Татарстан.
«Сейчас бухгалтеры тратят достаточно много сил на то, чтобы информацию с бумажного больничного перенести в бухгалтерскую или какую-либо другую программу, которая в электронном виде передаст данные в ФСС. С внедрением электронных больничных работа значительно упрощается», - отмечает эксперт.