Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Юлия Ефимова
Рейтинг: 1

Отмена обязательного страхования

фото: Отмена обязательного страхования

Министерство финансов предлагает поэтапно отказаться от обязательных видов страхования. Возможно, вскоре россиянину разрешат самому выбирать, хочет ли он страховать тот или иной объект, или доверится случаю. Концепция развития этой отрасли, о которой рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев, рассчитана до 2020 года, а значит, резко изменения не произойдут. В первую очередь, план предусматривает развитие культуры добровольного страхования, чтобы граждане сами защищали свою ответственность, а не делали это по чьей-то «указке». Кстати, правительство одобрило идею Министерства.

«В концепции проводится анализ страхового рынка и делается вывод о том, что есть экстенсивный путь развития, а есть интенсивный. В первом случае мы выделяем все больше и больше обязательных видов, фиксируем по ним тариф... этот путь, как показал рынок ОСАГО, тупиковый. Второй вариант, интенсивный, как мы предполагаем, – это развитие общественной культуры защиты имущества. Чтобы люди страховали ответственность свою вообще – не просто ОСАГО, или еще какую – соседа залил, например, – а любую», – отметил замминистра финансов.

Сейчас в России насчитывается немало видов обязательного страхования, в том числе пассажирское (туристов, экскурсантов), защита гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, защита ответственности владельцев опасных объектов, страхование ответственности туроператора, ОМС и другие. Впрочем, именно ОМС инициатива министерства затронуть не должна – государство планирует оставить эту ответственность на себе. Зато все остальные виды страховок предлагается отменить.

По мнению Минфина, государство, заставляя россиян заключать такие договора на определенных условиях, ограничивает права и свободы граждан. К тому же обязательная защита ответственности и имущества предусматривает, что власть законодательно устанавливает определенные правила, например тарифы, а насколько показывает практика, этими «рамками» не довольна ни одна из сторон сделки.

Первым шагом станет либерализация тарифов по ОСАГО. Причем поправки, которые позволяют страховщикам менять тарифы ОСАГО в установленном правительством коридоре, уже прошли первое чтение. Второе, рассчитывает Минфин, будет осенью.

Это выгодно
К слову, предложение по поводу отмены «автогражданки» вызвало наибольшее количество разногласий. С одной стороны, ОСАГО стало своего рода дополнительным налогом, легшим на плечи автолюбителей, но с другой стороны, его обязательность позволила водителям чувствовать себя за рулем более защищенными.

Для сокращения негативных последствий, предлагается поэтапный переход от обязательного страхования к вмененному, когда правила и тарифы законом не установлены, однако наличие полиса необходимо. Эта мера позволит ослабить прямой контроль за рынком, что должно привести к эффективному ценообразованию: например, цены на полисы будут устанавливаться за счет конкуренции. Чиновники предполагают, что так эта система будет работать гораздо эффективнее.

Такая позиция была высказана в ходе онлайн-конференции, проведенной информационной группой Finam.ru, на которой замдиректора по корпоративному страхованию по имущественному андеррайтингу ОАО «АльфаСтрахование» Татьяна Лаврова высказала мнение, что уход от обязательного страхования оправдан: «В России сформируется ситуация, которую мы наблюдаем сегодня на Западе – там почти все страхуются не потому, что этого требует закон, а потому что это выгодно и целесообразно. Огромное значение имеет практика возмещения вреда, в том числе судебная».

В то же время переход требует тщательной подготовки. Во-первых, стоит обратить внимание на финансовую сторону вопроса. Обязательные виды страхования (без учета ОМС) принесли страховщикам более 150 миллиардов рублей из 812 миллиардов общих сборов. Эти цифры были озвучены Федеральной службой по финансовым рынкам. Конечно, можно предположить, что количество страховщиков останется на том же уровне, что и сейчас, но для этого должна быть проведена масштабная работа по формированию культуры добровольного страхования.

По мнению заместителя руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Натальи Комлевой, чтобы пойти на такой шаг, не боясь кризиса, «сначала необходимо стабилизировать систему с помощью актуарного аудита и модернизации всей системы надзора за страховщиками».

Быть или не быть ОСАГО?

Готовы поддержать предложения Минфина и во Всероссийском союзе страховщиков. Правда, по мнению главы союза Игоря Юргенса, некоторые виды полисов останутся обязательными. Например, ОСАГО. «Рассчитывать на то, что каждый из наших не очень дисциплинированных водителей застрахуется в добровольном порядке, наивно, и вообще страхование ответственности перед третьими лицами во всех развитых экономиках является аксиомой», – считает эксперт.

Для сокращения негативных последний, предлагается поэтапный переход от обязательного страхования к вмененному, когда правила и тарифы законом не установлены, однако наличие полиса необходимо. Эта мера позволит ослабить прямой контроль за рынком, что должно привести к эффективному ценообразованию.

К слову, предложение по поводу отмены «автогражданки» вызвало наибольшее количество разногласий. С одной стороны, ОСАГО стало своего рода дополнительным налогом, легшим на плечи автолюбителей, но с другой, его обязательность позволила водителям чувствовать себя за рулем более защищенными. Пусть за полис приходится отдавать довольно приличную сумму, водитель уверен, что в случае аварии пострадавший получит компенсацию, а на дороге не будут происходить «разборки» при выяснении, кто прав, а кто нет. Взять хотя бы опыт западных стран, где на протяжении десятилетий остается обязательным всеобщее страхование автогражданской ответственности. И все же специалисты отмечают, что система ОСАГО нуждается в реформировании. В связи с этим, переход на вмененное страхование – один из наиболее удачных выходов из ситуации.

«Реформировать ОСАГО необходимо, отказываться от ОСАГО нельзя», – считает координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Сергей Стоянов, ведь обязательное получение полиса уже внесло свою лепту – после его введения на дорогах значительно сократилось количество «автоподстав». В то же время рядовые водители далеко не всегда видят пользу в ОСАГО, особенно «обидно» тем, кто за полис заплатил, но в ДТП не попадал. В таком случае, кажется, что деньги были просто выброшены на ветер. Да и процесс выплаты компенсации от страховой компании на практике нередко затягивается, особенно если речь идет о крупной денежной сумме. Другие, наоборот, именно благодаря страховке смогли восстановить автомобиль после аварии.

Вот и получается, что одни специалисты уверены: предложенный Минфином путь – верный, так как «автогражданка» продолжит носить статус обязательного страхования, но тарифы, которые сейчас регулируются законом, отдадут в руки рынка. Этот положительный момент другими экспертами расценивается в негативном ключе.

«Если брать ОСАГО, то Минфин предлагает отменить госрегулирование тарифов, а не обязательность страхования. Тарифы предлагается передать на рынок – вы обязаны застраховаться, а по какому тарифу, на какую сумму и прочее, решите сами. Чем это грозит? Первое, страховые компании договорятся и задерут тарифы. Второе, на рынок набегут шустрые ребята, которые начнут демпинговать, соберут взносы и «смоются», оставив обманутых клиентов. Ничего другого не будет. Тогда возникает вопрос: а зачем это делается? Ответ простой – правительство хочет освободиться от постоянных требований страховщиков о повышении тарифов и давления автомобилистов, которые требуют снижения тарифов и нормальных выплат по страховке», – говорит в интервью журналу «Коммерсантъ Деньги» лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Однозначно ответить на вопрос, стоит ли отменять обязательное страхование, нельзя. Нынешнее положение дел в страховом секторе требует преобразований, но проводиться эти изменения должны при неустанном контроле со стороны надзорных органов, государства и, конечно, общественности.

Дата публикации: 01 Октября 2013, 18:15
- + 0
еще по теме
Управлять своими банковскими счетами, осуществлять платежи, совершать валютные операции, не выходя из дома, - это очень удобно.... 0 0
11 Февраля 2015, 10:58, На правах рекламы
Бизнес-сообщество недовольно несовершенством кадастровой оценки. Порой она оборачивается повышенным налогом на имущество. 0 0
13 Января 2015, 13:40, Александр Бикбов
С Нового года новая глава Налогового кодекса будет регулировать исчисление налога на имущество физических лиц. 0 0
12 Декабря 2014, 15:52, Яна Лазарева
© 2001—2018 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить