По свидетельствам летописцев, остров Шри-Ланка некогда был соединен с полуостровом Индостан тонким перешейком, разрушенным в ходе землетрясения в XV веке. За яркие тропические краски, древние храмы, золотые пляжи, сапфиры, топазы и рубины остров часто называют Драгоценной слезой Индии.
Мы разыскали на Шри-Ланке россиян и узнали, как им живется на острове сокровищ.
Официальное название Шри-Ланка, что переводится с санскрита как «Благословенная земля», страна вернула себе вместе с независимостью в 1972 году. Прежнее же название Цейлон острову присвоили европейцы, перефразировав сингальское «Синхала Двипа» – «Земля сингалов». Исповедующие буддизм сингалы являются самым крупным народом, проживающим на острове, начиная с VI века. Красивая легенда гласит, что они ведут свой род от союза грозного царя всех зверей с прекрасной принцессой, которую тот похитил из Северной Индии. Сингалы верят, что с тех пор в них течет «львиная кровь» и очень этим гордятся.
Однако сингалы были далеко не первыми обитателями острова. Древнейшие из известных его жителей – ведды – разновидность австралоидной расы, ведущей кочевой образ жизни. За многовековую историю они почти не изменили свой первобытно-общинный уклад, которым живут и по сей день около 2,5 тысяч оставшихся на острове представителей этой народности. Вслед за сингалами из Южной Индии на Шри-Ланку пришли тамилы, говорящие на отличном от индоевропейских, тамильском языке дравидийской языковой семьи и исповедующие индуизм. Сегодня тамилы составляют 11 процентов населения острова и проживают в основном в северных и восточных его районах.
Присутствие представителей одновременно двух великих цивилизаций дало мощный толчок к развитию культуры и сделало Шри-Ланку важнейшим центром мирового буддизма и индуизма. Уже в середине I тысячелетия нашей эры, благодаря соседству с Индией здесь существовали сформировавшиеся государства Анурадхапура и Полоннарува с развитыми земледелием, ремеслами и торговлей. Пик социально-экономического и культурного развития острова пришелся на конец XV века – период расцвета ланкийских королевств Япахувы, Пандуваснувары, Дамбадении и Курунегали. По мере возвышения каждого из них, на остров была перенесена одна из значимых реликвий буддизма – Священный Зуб Будды. В XVI веке в новой столице Канди для святыни был построен специальный храм, где она хранится по сей день.
Когда же в эпоху Великих географических открытий были обнаружены богатейшие природные ресурсы Шри-Ланки, сюда потянулись европейцы. В XVI веке здесь обосновались португальцы, которых, прежде всего, интересовала «самая желанная» цейлонская пряность – корица, а также драгоценные камни. Экспортом кофе и каучука в XVII веке занимались уже голландцы. А в 1802 году остров был захвачен англичанами и провозглашен колонией Британской империи. Только в 1948 году он получил статус доминиона, а в 1972 году была провозглашена республика Шри-Ланка.
После обретения долгожданной независимости, в 1983 году в стране разразилась гражданская война, вызванная началом вооруженной борьбы повстанческой организации «Тигры освобождения Тамил Илама» за создание независимого тамильского государства. В общей сложности война продолжалась более 30 лет. Ее жертвами стали более 65 тысяч человек. Существенный урон был нанесен и экономике, бедственное положение ещё сильнее усугубилось после разрушительного цунами 2004 года.
Только к концу 2000-х годов правительству удалось более-менее локализовать конфликт, чему в немалой степени способствовала жесткая политика нового президента страны Махинда Раджапаксе. В экономике ставка была сделана на старое и проверенное – чай, и новое и неизведанное – туризм. И то, и другое дало хорошие результаты. Сегодня страна стабильно развивается, привлекая все больше иностранцев, в том числе и из России.
Партнерство «по-ланкийски»
Как и многие другие туристические страны, Шри-Ланка кажется очень привлекательной с точки зрения приложения своих инвестиций. Вечное лето, приветливые местные жители и растущий поток туристов побуждает все больше россиян задуматься об открытии здесь небольшого бизнеса, чтобы можно было жить и работать в теплой стране. Однако при всей заманчивости внешней картинки, здесь существуют весьма серьезные подводные камни, способные отпугнуть многих.
«Мы приехали на Шри-Ланку три года назад и, как и многие, решили открыть здесь свое дело, – рассказывает Ольга Фельдман, директор по связям с общественностью клиники Аюрведы в городе Хиккадува. – По сравнению с Индией, Таиландом или Вьетнамом, на Шри-Ланке достаточно высокие цены на жилье и питание, а уровень сервиса при этом далеко не так хорош. Поэтому первые бизнес-идеи, которые появляются у будущих инвесторов, – это открытие ресторана или отеля с хорошим ремонтом, обслуживанием, вкусной едой и т.п. Однако государство заинтересовано в развитии бизнеса исключительно в отношении собственных граждан, и законодательство страны совсем не нацелено на поддержку мелких и средних иностранных предпринимателей. Более того, в 2011 году для иностранцев был введен запрет на приобретение земли в собственность, и на сегодняшний день землю можно только арендовать на длительный срок – 49 и 99 лет.
Самый простой и быстрый способ открыть свое дело – организовать компанию совместно с ланкийским партнером. При этом все инвестиционные вложения ложатся на плечи иностранца, ланкиец же обеспечивает взаимодействие с местными структурами. Сначала все выглядит отлично, партнеры становятся друзьями, открывается ресторан или отель, делается ремонт, закупается оборудование, возможно, даже организуется строительство новых корпусов для развития бизнеса. За год-два проект вырастает, и когда он готов приносить прибыль и начать окупать вложения, начинают происходить странные вещи. Список этих странностей обширный: нежелание местного партнера работать дальше, срыв контрактов и договоренностей, резкий рост стоимости расходных материалов и услуг, ухудшение качества услуг, частые проверки иммиграционной полиции, отказ в продлении визы под различными предлогами, вплоть до нахождения у иностранного партнера наркотических веществ и выдворения из страны.
Зачастую делу «помогают» и владельцы соседних с вашим заведением отелей и ресторанов. Сами не желая ничего менять, чтобы улучшить свой уровень сервиса, местные бизнесмены, как правило, не выдерживают конкуренции с иностранцами, у которых бизнес идет лучше, потому что уровень сервиса выше. Если у вас вдруг становится больше клиентов (а почти всегда так и происходит), Ланкийцы воспринимают это как посягательство на их кусок хлеба. Скорее всего, в такой ситуации начнутся проверки иммиграционной службы, а затем – непродление визы или еще что-нибудь, в результате чего инвестор просто вынужден покинуть страну.
Государство и законодательство жестко стоят на стороне своих граждан, даже в случаях явного изымания вложенных средств у иностранного инвестора. Заключенные договора не имеют реальной юридической силы, суды по ним могут длиться по 5–6 лет. Аренда земли на длительный срок фактически будет означать, что после вложения денег в проект и окончания строительства ланкийский партнер будет стараться любыми способами выдворить инвестора из страны, чтобы получить готовый бизнес в свое единоличное владение. Помимо того, что на сегодняшний день законодательство Шри-Ланки не готово к приему, обслуживанию и защите иностранных инвестиций, в стране процветает коррупция, все вопросы решаются по знакомству или при помощи взяток, но и это не дает никакой гарантии сохранности вложений.
В первый год на Шри Ланке, знакомясь с владельцами отелей «первой линии», мы с удивлением обнаружили, что несмотря на то, что все владельцы – ланкийцы, на визитках их отелей указаны веб-сайты с доменными именами в зонах Великобритании и Германии. Причем сами сайты уже не работали, а на визитках были перечеркнуты ручкой. В ответ на наши вопросы ланкийцы говорили, что у них был партнер-иностранец, но он уже отошел от дел. По какой причине? Надоело заниматься бизнесом, в который вложены большие средства? Надоела Шри-Ланка и он вернулся домой в солнечный Лондон? Эти вопросы оставались без ответа, пока мы не узнали, что такое «партнерство по-ланкийски».
Одни наши знакомые юристы пробовали открыть юридическую компанию в Коломбо, чтобы консультировать русских на Шри-Ланке. Однако вникнув в нюансы законодательства и поняв механизмы работы власти, они отказались от этой идеи, поскольку, по их словам, «они не могли дать людям никаких гарантий сохранности их инвестиций».
В отношениях с иностранными партнерами ланкийцы словно придерживаются принципа: «эти люди только дают деньги, а когда инвестиции закончатся, я сделаю все, чтобы они уехали домой». Шри-Ланка, как и многие азиатские страны, имеет многовековой опыт колонизации. Общество здесь научилось и привыкло жить по двойным стандартам отношения к «белым людям». Имея поддержку на уровне правительства, ланкийцы не заинтересованы в долгосрочных проектах и стремятся получить максимальную выгоду сегодня, при этом используя любые способы. Единственное решение в этой ситуации – небольшие вложения, при условии возврата средств и получения прибыли за один год. Краткосрочная аренда недвижимости и оборудования делает невозможной безопасную организацию долгосрочных проектов. Возможно, в будущем правительство поймет выгоды иностранных инвестиций и создаст условия для ведения безопасного бизнеса».