За гостеприимный характер местных жителей Таиланд называют Страной улыбок. Мы здесь разыскали россиян и узнали, как в этой стране открыть свой бизнес.
Первые буддистские государства – Дваравати, Тамбралинга и другие, появились на территории современного Таиланда уже в начале первого тысячелетия нашей эры, но не будучи еще достаточно сильными, они попадали в зависимость от более могущественных соседей – Малайзии или Камбоджи. Стать свободными тайцы сумели только в XIII веке. В 1238 году правителю нового сильного государства Сукхотай, Рама Камхенгу, удалось объединить под своей властью большую часть Малаккского полуострова, в том числе Мьянму и Лаос. А еще через два столетия, в 1438 году, королевство Сукхотай входит в состав еще более мощного государства Аютия, просуществовавшего с 1350 по 1767 годы и заложившего основы политического, социально-экономического и культурного развития будущего королевства Сиам. Именно Сиам является историческим названием страны [от тайск. «сиам» – золото, так более смуглые кхмеры называли более светлокожих тайцев], тогда как в Таиланд она была переименована с легкой руки англичан в 1930-х годах [англ. Thailand – «страна тайцев»].
Государственность и культура тайского государства во многом развивались под влиянием Китая и особенно – Индии, откуда в страну пришел буддизм. Сегодня Бангкок является одним из главных буддистских центров мира. Эту религию исповедуют 95 процентов населения, храмов в стране насчитывается более 30 000, а изображение Будды является настолько священным, что вывозить из страны статуэтки Будды не разрешается.
В XVIII веке Сиам вел многочисленные войны с соседней Бирмой [нынешняя Мьянма] за влияние в регионе. Интересно, что поводом для некоторых из них послужили белые слоны. Если взглянуть на карту Таиланда, то в ее очертаниях можно увидеть голову этого млекопитающего. Обычный слон является одним из национальных и религиозных символов Таиланда, а белый – символом монархии. Этих животных никогда не привлекают к работе, и ухаживают за ними особенно тщательно. Тайцы верят, что в телах белых слонов находят временное пристанище души добрых людей. В прошлом считалось, что могущество страны зависит от того, сколько белых слонов у нее есть.
В 1767 году королю Таксину удалось окончательно изгнать бирманцев из страны, а его преемник Пра Буддха Йодфа Чулалоке, вступивший на престол в 1782 году в качестве короля Рамы I, основал династию Чакри, которая правит по сей день. Большой вклад в развитие государства и укрепление его положения внесли короли Рама IV Монгкут (1851–1868 гг.) и его сын Рама V Чулалонгкорн (1868–1910 гг.). Они не только провели серию реформ, направленных на сближение с европейскими государствами, укрепление экономики и развитие образования, но и проявили себя блестящими дипломатами во внешней политике, сумев избежать колонизации. Несмотря на значительные уступки в пользу европейских держав, включая право экстерриториальности для британских подданных, Таиланд остался единственной страной в регионе, сумевшей отстоять свой суверенитет. Это является предметом неоспоримой гордости таиландской дипломатии, несмотря на то, что отголоски присутствия здесь британцев встречаются повсюду, – начиная от переименованного названия страны до левостороннего движения.
В результате революции 1932 года Таиланд стал конституционной монархией. Однако отношение к членам королевской семьи остается священным до сих пор. В стране действует Закон об оскорблении величества, министры с докладом к королю «подходят» на коленях, а все попытки литературного и сценического изложения отдельных эпизодов истории из жизни королевской семьи на западный манер официально запрещаются. Кроме того, король часто использует свое право вето в решении внутриполитических кризисов в стране, которые происходят в Таиланде постоянно. Каждый раз, когда правительство теряет контроль над ситуацией и люди выходят на улицы с протестами, власть в руки берут военные. Государственный переворот 2006 года сопровождался двухлетним политическим кризисом, а во время последнего военного переворота в мае 2014 года в стране даже было введено военное положение. Ситуация в Таиланде остается напряженной до сих пор, но, кажется, что ни туристов, ни иммигрантов в Стране Улыбок от этого меньше не становится.
Другой мир
«Я приехала в Таиланд в 2012 году, – рассказывает Виктория Антонова, владелица русского ресторана в Паттайе. – Тогда я должна была открывать ресторан по контракту на острове Ко Чанг. Остров был выбран неслучайно – русских ресторанов там не много, и конкуренция меньше. Сразу скажу, что несмотря на то, что Ко Чанг считается утопающим в зелени и цветах заповедником и самой чистой зоной отдыха в Таиланде, первые мои впечатления об этой стране были не самые приятные. Мне показалось, что я очутилась на рынке в Черкизово. Улицы не сияли чистотой, более того, периодически можно было почувствовать запахи гнили. Тайцы вообще сами по себе не уделяют должного внимания гигиене. К тому же они привыкли на всем экономить. А вода для них – самое большое богатство. В одном тазике они моют и продукты, и посуду. Это встречаешь на каждом шагу. Все-таки у европейцев к этому несколько иное отношение.
Открытие бизнеса в Таиланде начинается со встречи с юристом, он же адвокат и, как правило, бухгалтер. Для иностранцев в Таиланде есть ряд профессий, которыми они не могут заниматься. Рестораны и гостиничный бизнес – эта та сфера, где фаранги (как называют в Таиланде иностранцев) могут открыть свое предприятие. Юрист подготовит все необходимые документы и лицензии. Ему же уплачивается необходимая сумма. Через три-четыре недели все документы будут готовы. До этого времени начинать работу не рекомендуется, потому что полиция может закрыть заведение за ведение нелегального бизнеса, и откупаться недешево. А вот заняться ремонтом помещения и дать рекламу в это время вполне возможно.
Когда бумаги были готовы, я организовала презентацию по случаю открытия нового русского ресторана на острове, куда пригласила русских, тайцев и европейцев, с которыми успела познакомиться. Презентация была назначена на вечер, а утром из уважения к местным традициям я заказала буддистскую церемонию освящения и процветания бизнеса, снискав себе тем самым благосклонность местных жителей. Благодаря общению с русскоговорящими гидами и дружбой с тайцами, о ресторане быстро узнали и бизнес потихоньку начал приносить прибыль. Ведением всей бухгалтерской отчетности занимался местный юрист. Первые несколько лет можно сдавать «нулевки», что он и делал.
Здесь существует закон, ограничивающий в свободе деятельности иностранца в компании. Он предусматривает, что нерезидент Таиланда может являться управляющим заведения, руководить процессом приготовления пищи и корректировать персонал, но ни готовить на кухне, ни обслуживать клиентов, ни подавать блюда или брать деньги с гостей при оплате счета, фаранги не имеют права».
Кроме этого, нерезиденты не имеют права заниматься определенными профессиями, объединенными в три основные категории. К первой относятся СМИ, сельское хозяйство и другие отрасли. Вторая категория включает в себя бизнес, связанный с национальной безопасностью, бизнес, затрагивающий культуру и искусство, традиционное народное ремесло и окружающую среду. Третья категория касается бухгалтерского учета и бизнес-обслуживания и так далее.
«В итоге я решила остаться в Таиланде, – продолжает Виктория. – Когда есть, с чем сравнивать, человек выбирает, где ему лучше. Я решила открыть уже свой собственный ресторан и отель в Паттайе, где очень много русских и не только туристов. Свой бизнес я открывала по уже известному мне пути. Наняла порядочного, проверенного юриста, который должным образом оформил все необходимые документы. Затем, как положено по закону, наняла в штат тайцев, которые работают у меня до сих пор. Несколько сложнее было заключить договоры с туроператорами. Везде необходимо иметь личные контакты.
Налоговые проверки здесь случаются, но не так часто. Если у тебя все документы в порядке, к тебе вопросов нет. Никто не будет тебя «шантажировать», наоборот, можно спокойно работать, чем я с удовольствием и занимаюсь. В ближайшее время планирую расширение. Главное – ничего не бояться и верить в себя!»