Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Прием на работу
Елена Диркова
Рейтинг: 1

Нужно ли штатное расписание?

фото: Нужно ли штатное расписание?
фото 1 из 2

В Трудовом кодексе (ст. 15, 57 ТК) штатное расписание упоминается лишь при определении трудовой функции. Под ней понимается: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой сотруднику работы.

Кроме того, в Трудовом Кодексе (ст. 75, 81 (п. 2), 82, 178–180, 292, 296, 318, 341) многократно употребляется термин «штат». Сокращение штата работников приравнивается к сокращению численности сотрудников. В контексте такого применения штатное расписание можно определить как перечень должностей с указанием их численности, установленный в организации.

Что такое «должность»?

Как видно, законодатель связывает трудовую функцию не только с должностью, но и с профессией, специальностью и т.д. Однако штатному расписанию должны соответствовать исключительно должности. Получается, что профессии и специальности в

этом документе не отражаются? Это настораживает. Разберемся, что же такое «должность»?

Ответ мы обнаружим в статье 16 Трудового Кодекса. Из нее следует, что должности должны быть предусмотрены нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, либо уставом организации. Причем работник может занимать должность в результате: избрания на должность (ст. 17 ТК РФ), избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ), назначения или утверждения в должности (ст. 19 ТК РФ).

Так, должности гражданской службы утверждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а также нормативными актами субъектов страны. Должности муниципальной службы устанавливаются местными правовыми актами в соответствии с реестром должностей, утверждаемым законом субъекта. А порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия определяет его устав. Так что должность – это статус, определенный нормативными или учредительными бумагами.

А вот еще один юридический факт. На основании постановления Правительства РФ от 31 октября 2002 года № 787 единые тарифно-квалификационные справочники устанавливают: для руководителей, специалистов и служащих – должности, а для рабочих – работы и профессии. В частности, специалист по охране труда – это должность (приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 559н). Поэтому она может быть предусмотрена штатным расписанием (ст. 217 ТК РФ).

Трудовые инспекции нередко ориентируются на форму расписания, утвержденную постановлением Госкомстата от 5 мая 2004 года № 1. Правда, чиновники почему-то «забывают», что согласно указаниям по заполнению этого бланка, расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и численности сотрудников организации в соответствии с ее Уставом. Если же из Устава необходимость расписания не вытекает, оно необязательно.

Между тем Роструд в письме от 21 января 2014 года № ПГ/13229-6-1 утверждает, что в соответствии со штатным расписанием организации указывается наименование не только должности, но и профессии, а также специальности. Как видно, чиновники расширенно трактуют Трудовой Кодекс.

Что же в итоге:

- есть ли в вашей компании должности? Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Изучите нормативные акты, регламентирующие деятельность, которую вы ведете;

- штатное расписание определяет именно должности, то есть устанавливает их перечень;

- ниоткуда не следует, что штатное расписание должно характеризовать размеры оплаты труда.

Спорим с Рострудом

По мнению Роструда (письма от 21.01.2014 г. № ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 г. № ПГ/409-6-1, от 22.03.2012 г. № 428-6-1), штатное расписание является локальным нормативным актом организации. Оно в сводном виде фиксирует сложившееся разделение функций между работниками и условия оплаты их труда. Из данной характеристики следует, что штатное расписание констатирует состав сотрудников, уже состоящих в трудовых отношениях с фирмой. Это не помешало чиновникам в письме № ПГ/13229-6-1 утверждать противоположное: «должность в трудовом договоре с работником следует указывать в строгом соответствии со штатным расписанием». И подчеркнуть: принятие сотрудника на должность, не включенную в штатное расписание, недопустимо.

Так что же первично: трудовой договор или штатное расписание? Давайте рассуждать.

Расписание предназначено для определения потребности компании в кадрах с учетом фонда оплаты труда. Если оно установлено работодателю вышестоящим органом, то отступать от него он не вправе. Тогда руководитель обязан нанимать специалистов строго в соответствии с расписанием. В противном случае он выходит за пределы своей компетенции.

Другое дело, если директор уполномочен определять штатное расписание и утверждает его самостоятельно. Принимая сотрудника на ранее не предусмотренную должность, руководитель тем самым расширяет штатное расписание. Зафиксировать факт изменения может уполномоченный кадровый работник, отдельного распоряжения на это не требуется.

В первом варианте действительно имеет место нарушение законодательства о труде. И с ответственностью по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях можно согласиться. А во втором? По мнению автора, несоответствие должностей – формальность, не влекущая вредных последствий. Всякое наказание должно быть соразмерно последствиям. При малозначительных правонарушениях санкции не применяются (ст. 2.9 КоАП РФ).

Наконец, увольнение конкретного работника не влечет сокращение штатного расписания (апелляционное определение Липецкого областного суда от 17.12.2012 г. по делу № 33-3036/2012).

Расписание предназначено для определения потребности компании в кадрах с учетом фонда оплаты труда. Если оно установлено работодателю вышестоящим органом, то отступать от него он не вправе. Другое дело, если директор уполномочен определять штатное расписание и утверждает его самостоятельно.

Трудовые инспекции нередко ориентируются на форму расписания, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 мая 2004 года № 1. Но при этом чиновники почему-то «забывают», что согласно указаниям по заполнению этого бланка, расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и численности сотрудников организации в соответствии с ее Уставом. Если же из Устава необходимость штатного расписания не вытекает, оно необязательно.

Обратите внимание, постановление Госкомстата от 5 января 2004 года № 1 не зарегистрировано в Минюсте. Поэтому претензии по его несоблюдению можно отклонить ссылкой на пункт 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 г. № 09АП-27072/2010).

Какой же вывод можно сделать? Необходимость штатного расписания и порядок его оформления определяются не Трудовым Кодексом, а специальными документами, регламентирующими деятельность руководителя организации. Например, в автономном учреждении штатное расписание должно быть утверждено руководителем в силу закона (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ).

Что же касается частного бизнеса, то в Федеральном законе от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» термины «штатное расписание» и «штат» отсутствуют. Зато трудовые функции всех работников без исключения ассоциируются с должностью (пп. 3 п. 2 ст. 40). Нужно ли на этом основании считать, что штатное расписание необходимо? Вовсе нет, ибо данный закон не устанавливает нормы трудового права (п. 1 ст. 1).

В акционерных обществах штаты утверждает единоличный исполнительный орган компании – директор. Основание, пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Но следовать своему собственному одностороннему решению он не обязан, поскольку расписание публичной достоверностью не обладает (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 г. № 09АП-15251/2011-ГК).

Наконец, сокращение численности персонала возможно и в отсутствие штатного расписания. Между тем этот документ может быть необходим для осуществления отдельных видов деятельности – например, по техническому осмотру транспортных средств (пп. «д» п. 8 Правил, утв. приказом Минэкономразвития России от 28.11.2011 г. № 697). Но в этих случаях контроль за наличием бумаги не относится к сфере компетенции трудовой инспекции. Так что если вас пытаются оштрафовать за отсутствие штатного расписания или за несоответствие фактических должностей имеющемуся расписанию, не спешите соглашаться.

Дата публикации: 16 Июля 2014, 11:44
- + 0
еще по теме
С 11 июля работодатели обязаны в течение недели сообщать соискателю причину отказа в приеме на работу. Как грамотно составить эту... 0 0
21 Октября 2015, 12:01, Марина Скудутис, журнал "Расчет"
Как правильно оформить ГПД? Какие именно последствия ждут организацию при несоблюдении требований законодательства? 0 0
15 Июля 2015, 10:12, Ирина Светличная, юрист
С1 января этого года в силу вступила очередная редакция ФЗ № 115-ФЗ. Узнаем, что изменилось и как теперь с этим работать. 0 0
25 Марта 2015, 12:14, Ольга Шибаева
Организациям с годовой выручкой в пределах 120 млн рублей, с численностью сотрудников до 15 человек разрешат не оформлять трудовые... 0 0
30 Сентября 2015, 9:28 , Марина Скудутис
На 11,5 процентов меньше вакансий было размещено на российском рынке труда в ноябре. 0 0
08 Декабря 2014, 10:48 , Марина Скудутис
Вчера в СМИ появилась информация о том, что россиянам запретят работать не по профессии. Однако затем последовало опровержение. 0 0
04 Декабря 2014, 10:49 , Марина Скудутис
© 2001—2019 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить