Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Елена Диркова
Рейтинг: 1

Субсидии на развитие

фото: Субсидии на развитие

Финансовый кризис резко ограничил возможности расширения бизнеса. Однако производственные компании могут рассчитывать на безвозвратную государственную помощь в форме субсидий, но для этого придется представить бизнес-план.

Страна взяла курс на развитие собственной промышленности, ориентируя производителей в первую очередь на импортозамещение. Эта задача актуальна во всех отраслях – от тяжелого машиностроения до сельскохозяйственного производства.

Жизнь товаропроизводителя никогда не была легкой, а сегодня ситуация осложняется еще и непростыми экономическими условиями. В этой ситуации руководству предприятий стоит поинтересоваться – а не существует ли в вашей отрасли бюджетных субсидий, которые помогут расширить ассортимент или объемы продукции, вывести бизнес на новый уровень? Заметим, что субсидии предоставляются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Форма поддержки

Общие принципы субсидирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены в статье 78 Бюджетного кодекса.

Деньги выделяются на основе постановлений Правительства РФ (федеральные субсидии), правительства субъекта РФ (региональные субсидии), актов муниципальных органов (субсидии из местного бюджета). Средства передаются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения затрат в связи с производством (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Впрочем, этот вид денежной помощи безоговорочно безвозвратным назвать нельзя. Если получатель нарушит условия, установленные при предоставлении средств, субсидия подлежит возврату. Придется вернуть даже остатки денег, не использованные в отчетном финансовом году.

Деньги предоставляются на основании договоров с их получателями. В таком контракте будет закреплено согласие получателя на осуществление проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления государственных денег.

Учет бюджетных средств

С точки зрения бухгалтерского учета, субсидии представляют собой государственную помощь. Решение о ее предоставлении отражают по счету кредиту 86 «Целевое финансирование». Подробности – в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». В бухгалтерском балансе остаток по этому счету следует отразить по статье «Доходы будущих периодов». Причем доходы будущих периодов, признанные организацией в связи с получением государственной помощи, увеличивают стоимость ее чистых активов (п. 7 Порядка определения стоимости чистых активов, утв. приказом Минфина России от 28.08.2014 г. № 84н).

Договор на предоставление субсидии содержит обязательства компании-получателя выполнить, которые обязан получатель  средств. Если же оговоренные заранее показатели в установленные сроки не будут достигнуты, компании придется платить штрафы гражданско-правового характера.

В конечном итоге сумма субсидии, израсходованная по целевому назначению, «перекочует» на субсчет 91-1 «Прочие доходы». Спрашивается: возникает ли в этой связи налогооблагаемый доход?

Ответ на этот вопрос следует искать в статье 251 Налогового кодекса. И мы с удивлением обнаружим, что в целях налогообложения субсидии, предоставленные коммерческим организациям, не относятся к средствам целевого финансирования. Поэтому фирмы, применяющие общую систему налогообложения, отражают госденьги в составе внереализационных доходов (письмо ФНС России от 30.06.2014 г. № ГД-4-3/12324; п. 8 ст. 250 НК РФ). При этом субсидии, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п. 1 ст. 17), отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения (п. 4.3 ст. 271 НК РФ). Аналогичная норма предусмотрена для плательщиков, применяющих УСН (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо ФНС России от 03.09.2014 г. № ГД-4-3/17634), и ЕСХН (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Иные субсидии порождают доход единовременно – в момент фактического поступления денежных средств (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Условия предоставления

На практике руководитель, намеревающийся получить субсидию, не обойдется без помощи бухгалтера.

Разумеется, бюджетные деньги, являясь ограниченным ресурсом, предоставляются по результатам конкурса. Как правило, требования, предъявляемые к участникам подобных конкурсов, однотипны.

А именно: компания не должна иметь задолженностей по налогам и взносам в государственные внебюджетные фонды. Субсидии не предоставляются организациям, находящимся в процессе банкротства. Зачастую фирмам необходимо подтвердить наличие успешного опыта деятельности в сфере, в которой они рассчитывают на финансовую помощь. Не останутся без внимания конкурсной комиссии численность рабочих мест, средний уровень заработной платы в компании и объем ее налоговых платежей.

Собственно, необходимо четко понимать: государственные субсидии выделяются в целях решения социально значимых задач. Таковыми являются создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды, поддержка деятельности в малоприбыльных или высокозатратных отраслях. Решающим аргументом для победы вашей конкурсной заявки может быть новизна предложения (желательно – защищенная патентом) и, конечно же, насыщение рынка продукцией, в отношении которой возник дефицит. В первую очередь актуально замещение импортных товаров, особенно из числа попавших под внешнеэкономические санкции.

Компании, применяющие общую систему налогообложения, отражают сумму субсидии в составе внереализационных доходов, такой вывод содержится в Письме ФНС от 30 июня 2014 года № ГД-4-3/12324.

Все вышеназванные соображения следует изложить в технико-экономическом обосновании (ТЭО), представляемом в составе пакета документов. Конкурсная комиссия при отборе претендентов на субсидии анализирует его именно исходя из вышеназванных критериев. Гарантией выполнения инвестиционных планов компании может служить наличие у нее необходимых основных средств либо инвестиций в проект, уже осуществленных за счет собственных источников.

Бизнес-план проекта

Технико-экономическое обоснование представляет собой бизнес-план, который характеризует ту часть деятельности компании, которую она намерена осуществить с привлечением бюджетных средств. Если речь идет о производстве продукции, то начать составление документа следует с калькуляции себестоимости единицы продукции. Затем можно охарактеризовать мощность производства – сколько единиц продукции способна выпустить компания за календарный год. Следующий принципиальный вопрос – план продаж продукта. За ним, по сути, стоит маркетинговое исследование, в ходе которого предстоит оценить объемы сбыта, а также расходы на продажу, включая рекламу. На этом этапе необходимо сделать поправку на риски. В частности, они могут быть вызваны появлением конкуренции, в том числе насыщением рынка.

В принципе, бизнес-план – это бюджет будущих продаж продукта, созданного (выведенного на рынок) с государственной помощью. Поэтому в документе нужно акцентировать внимание на выгодах, которые получит государство от поддержки вашего бизнеса. А это, как уже отмечено в статье, пополнение бюджета, создание новых рабочих мест, появление социально значимых товаров, работ, услуг.

Договор на предоставление субсидии содержит обязательства компании-получателя выполнить, которые обязан получатель средств. Если же оговоренные заранее показатели в установленные сроки не будут достигнуты, компании придется платить штрафы гражданско-правового характера.

Не следует забывать и об административных санкциях. Нарушение юридическим лицом или ИП, являющимися получателями субсидий, условий договора с государством влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от двух до 12 процентов суммы полученной субсидии (п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ). В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении денег на цели, не соответствующие соглашению, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ). И наконец, нецелевое расходование бюджетных средств в размере, превышающем 1,5 миллиона рублей, является уголовным преступлением (ст. 285.1 УК РФ).

Дата публикации: 12 Января 2015, 12:50
- + 0
еще по теме
Иногда бухгалтеры путаются в вопросе, какие доходы являются обычными, а какие - прочими. В итоге они совершают ошибки 0 0
29 Февраля 2016, 11:49, Тенгиз Бурсулая, «АКФ «МИАН»»
Списанную кредиторку можно отнести к доходам в периоде истечения срока исковой давности. 0 0
28 Октября 2014, 9:36, Редакция Бератор
Доходом принципала, работающего по упрощенной системе налогообложения, следует считать всю сумму, которая поступила на счет агента... 0 0
27 Октября 2014, 14:34, Редакция Бератор
Компании на УСН, продавая ценные бумаги, должны учитывать в составе доходов поступившие в оплату деньги в момент их фактического п... 0 0
18 Декабря 2013, 15:48 , Алексей Кудинов
Минфин и ФНС разъяснили тонкости признания сделок контролируемыми в отношении финансовых операций. 0 0
23 Августа 2013, 9:50 , Александр Бикбов
Доходы от реализации недвижимости признаются независимо от даты государственной регистрации прав. 0 0
20 Февраля 2013, 11:30 , Ирина Духанина
© 2001—2018 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить