Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте

«Форменное» издевательство

фото: «Форменное» издевательство

В настоящее время бухгалтер сдает отчетность в четыре ведомства: ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Ввиду отсутствия координации при разработке форм и форматов требования к правилам заполнения отчетности различны. Соблюдать требования одного государственного органа проще, чем четырех. При сдаче декларации по единому социальному налогу компании руководствовались рекомендациями только Федеральной налоговой службы. С возвращением страховых взносов к ним прибавились ПФР и ФСС. Вроде бы данные одни и те же и формы документов схожи, но навертели да накрутили чиновники так, что даже самый грамотный бухгалтер призадумается, заполняя отчетность, как все учесть и избежать штрафных санкций. Об «опасных местах» в формах документов рассказал технический директор ЗАО «Служба налогоплательщика» – фирмы, занимающейся разработкой машиночитаемых форм налоговой и бухгалтерской отчетности, Юрий Чуканов.

– Юрий Васильевич, в чем основная проблема с заполнением форм отчетности сегодня?

– С отменой ЕСН администрирование страховых взносов снова передали в ПФР и ФСС – там были организованы управления, которые занялись приемом документов по этим платежам. Многие бумаги при их разработке прошли через меня. Похожи данные и формы самих бланков, но для внесения практически одинаковой информации прописаны разные правила заполнения, из-за чего происходит путаница. По сути, каждую бумажку приходится создавать, постоянно заглядывая в рекомендации ведомства, так как запомнить все их невозможно.

– Почему так произошло?

– Государственные структуры, такие как ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, начали действовать самостоятельно, то есть обособленно, и не захотели ориентироваться на другие ведомства. В идеале им нужно было сесть и договориться о правилах заполнения документов, или, в крайнем случае, просто взять за основу те критерии, которые были разработаны ФНС, к ним-то бухгалтеры уже привыкли... Даже сейчас это не поздно сделать, было бы желание. Но стремления работать сообща у ведомств не наблюдается. Я вижу решение этой проблемы в позиции самого бизнеса. Нужно заявить о своих потребностях. Другое дело, что существующая организация (РСП) занимается более глобальными задачами, и ей нет дела до заполнения форм. Требуется сообщество, которое смогло бы отстоять интересы бизнеса, удобство работы специалистов, в том числе и бухгалтеров.

– Вы говорите об отсутствии синхронизации форм документов разных ведомств. В чем оно заключается?

– Есть довольно много моментов, которые не совпадают в отчетности разных государственных органов. К примеру, в формах ФНС указываются нарастающие периоды (за квартал, за полугодие, за девять месяцев). В новых формах ПФР (РСВ-1 и РВ-3) то же самое, но очевидна неразбериха с унификацией кодов налоговых периодов. Для перечисленных выше налоговых периодов в ФНС используются коды «21» , «31» , «33» и «34», в ПФР – «03», «06», «09» и «12», в ФСС – «3», «6», «9» и «0». Логика в обозначениях у каждого есть, но разная. И бухгалтеру, заполняя документы, приходится учитывать все эти отличия, постоянно заглядывать в «шпаргалку». Это примерно то же самое, что каждый день менять машину: сегодня ездишь на той, у которой педаль тормоза слева, газа – справа; а завтра – все наоборот. Далеко так уедешь?

– К каким последствиям может привести неправильное заполнение бумаг?

– Ошибки, допущенные при составлении отчетности, чаще всего становятся причиной того, что документы не принимаются тем ведомством, в которое представлены. Но это не единственный риск. Если проявить фантазию, можно придумать множество способов нажиться на мелких погрешностях. Могу привести только один пример. Форма РСВ-1 в налоговую может подаваться как юридическим лицом, так и предпринимателем. У юрлица ИНН – это 10 цифр, у предпринимателя – 12. Поэтому в бланках 12 клеточек под эту позицию. ФНС рекомендует писать цифры вначале, а в оставшихся клетках ставить прочерк. Программа автоматической проверки форматов ПФР пропускает как 10, так и 12 цифр, не выдавая ошибки. В одном из отделений Пенсионного фонда по Москве инспекторы при приеме документов проверяют бумажные и электронные носители. И если на флэшке или дискете находят показатель «ИНН», в которой не проставлены перед ИНН нули – просят исправить. Где бухгалтеру взять компьютер, чтобы внести эти две цифры? Не ехать же в офис? Делать это вовсе и не потребуется – рядом есть фирмы, которые предоставят доступ к ПК... всего за 250 рублей.

– Есть ли какое-то разумное объяснение всему тому количеству «ляпов» в формах документов и правилах их заполнения, с которыми сталкиваются теперь бухгалтеры?

– Про все ошибки сказать не берусь, но могу описать возникновение одной из них. Раньше в налоговых декларациях писали полное наименование предприятия. Теперь хотят ввести «машиночитаемые формы» (это такие листы с клеточками, которые должен заполнить бухгалтер). Инспектору эти документы не придется проверять вручную – их распознает компьютер. Но если указывать полное название компании, оно может занять два листа. Поэтому ФНС установила свой стандарт – 160 клеточек, ПФР пошла еще дальше: в РСВ-1 используется понятие, как и в ФНС, – «Наименование организации» с размерностью 160 знаков (здесь нам удалось поучаствовать и сделать, как в ФНС), а вот в индивидуальных сведениях ограничения в 100 знаков – для полного наименования организации, и 50 – для краткого. Поэтому бухгалтер в настройках программ должен использовать разные значения для своего предприятия!

– Зачем нужны машиночитаемые формы, если идет общий переход на сдачу документов в электронном виде?

– Есть законодательство, согласно которому предприятия численностью свыше 100 человек обязаны сдавать отчетность в электронном виде в налоговый орган. В ПФР такое требование установлено для компаний со штатом свыше 50 сотрудников. То есть переход идет поэтапно, всех одновременно на сдачу документов по телекоммуникационным каналам связи не переводят. К тому же как ФНС, так и ПФР сами тормозят внедрение сдачи отчетности по каналам связи, предоставляя свои «вводилки», которые не обеспечивают использование ЭЦП, то есть бухгалтеры пользуются ими бесплатно. Поэтому ФНС и пожелала иметь машинно-ориентированные формы, которые можно отсканировать и прочесть с помощью компьютера, не вбивая данные вручную. Эти формы по договору разрабатываем мы. Но для того чтобы они хорошо читались, клетки под буквы и цифры должны быть достаточно большими, а налоговая все время увеличивает количество данных, которые должны содержаться в отчетности. В итоге отчетность превращается в увесистую кипу бумаг.

– Есть ли недоработки в документах, которые появились с начала 2011 года?

– Я бы отметил новую форму 2-НДФЛ. С 2011 года в Справке появилась строчка – «Перечислено». То есть указывается доход, полученный сотрудником, сумма удержанного налога, а теперь еще и налога, перечисленного в бюджет. При этом, как известно, работник не сам платит деньги – за него это делает организация. И бухгалтер не отправляет средства за каждого в отдельности – вносит их единым платежом. Для того чтобы заполнить эту строку, ему придется общую сумму НДФЛ разделить на число плательщиков. В Налоговом кодексе никаких указаний по поводу перечисления НДФЛ нет, поэтому законодатели не увидели ничего страшного в том, что налог может учитываться за каждого сотрудника в отдельности. Однако по сложившейся практике, налоговый агент перечисляет сумму удержанного налога со всех налогоплательщиков единым платежом. Для бухгалтеров это станет головной болью и лишней работой – всего лишь из-за того, что разработчикам этого документа захотелось добавить одну строку. В то же время не описан механизм, каким образом должен поступить бухгалтер в том случае, если НДФЛ организацией не перечислен в полном объеме. Каким образом следует отразить суммы в данной графе – разделить уплаченные налоги пропорционально, или определить сотрудников первой очереди? Как поступать, когда долг по налогу погашен? Поэтому данная строка, не имеющая существенной роли при учете НДФЛ, создала много проблем для бухгалтеров. Хорошо, что в сноске на форме 2-НДФЛ указано, что за налоговый период 2010 года данные о перечислении налога не указываются. Может быть, до окончания следующего года удастся грамотно решить этот вопрос.

– Чем объясняется необходимость введения этой строки?

– Определенная категория физических лиц согласно действующему законодательству имеет право на получение налогового вычета. В случае если отчисления организацией произведены не полностью, то в этой привилегии могут отказать, что уже противоречит закону и здравому смыслу. Если с гражданина удержан НДФЛ, то он свой долг как налогоплательщик выполнил и не виноват в том, что работодатель этот налог перечислил в бюджет не в полном объеме.

– Получается, что некоторые нововведения могут противоречить законодательству...

- В данном случае сама форма документа закону не противоречит, а вот ее применение на практике может к этому привести. Но чаще мы видим, как при разработке бумаг слова расходятся с делом. Руководство страны диктует один курс, а чиновники на местах – другой. Президент постоянно говорит о том, что нельзя требовать данные, которые уже есть в базах данных органов власти. До 2011 года бухгалтерская отчетность в ФНС сдавалась за текущий и предыдущий годы, теперь к данным добавился еще один (третий по счету!) год – предшествующий предыдущему. Такое изменение добавляет работы бухгалтерам – им приходится заполнять документы, содержащие цифры, которые уже есть в налоговой. Если бы все эти нововведения приводили к увеличению собираемости средств в бюджет, сложности, которые возникают, можно было бы оправдать результативностью работы. Однако на практике недоработки форм документов добавляют головной боли бухгалтерам, и только. 

Дата публикации: 16 Марта 2011, 02:54
- + 0
еще по теме
Теперь электронные счета-фактуры нужно выставлять по новым правилам. Вступил в силу Приказ Минфина РФ от 10 ноября 2015 года № 174... 0 0
20 Июня 2016, 9:27, Марина Скудутис, "Расчет"
Подпись главного бухгалтера на счетах-фактурах, составленных на бумаге, является обязательной. Но в штате компании может не быть г... 0 0
16 Января 2015, 15:52, Марина Скудутис
С 1 ноября сдавать наличные деньги в банк придется по новой форме 0402001. 0 0
19 Ноября 2014, 12:56, Редакция Бератор
Подпись главного бухгалтера на счетах-фактурах, составленных на бумажном носителе, является обязательной. 0 0
09 Сентября 2014, 13:22 , Марина Скудутис
Бухгалтер вправе подписывать кассовые документы электронной подписью. 0 0
20 Августа 2014, 10:44 , Марина Скудутис
Минфин разъяснил компаниям, что в акте приема-передачи необязательно описывать выполненные работы (оказанные услуги). 0 0
21 Июля 2014, 10:34 , Марина Скудутис
© 2001—2019 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить