Сейчас читают
Продолжаем тему алиментов. По закону экс-супруг тоже имеет право на налоговые вычеты. И они тоже зав...0 
Счета-фактуры оформляются в 2-х экземплярах, как на сумму полученной предварительной оплаты, так и п...0 
"Расчет" попросил Павла Симакова, директора Сибирской Архивной Службы, высказать свое мнение по этом...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был во всех 12 федеральных округах страны. В ноябре-де...0 
В ноябре-декабре 2010 года экономический рост был зафиксирован во всех 12 федеральных округах страны...0 

Facebook
ВКонтакте
Ирина Голова
Рейтинг: 1

Трансфертное ценообразование

фото: Трансфертное ценообразование

Закон «О трансфертном ценообразовании» был самым ожидаемым документом года. Однако он не оправдал надежд бизнес-сообщества. Вместо сниженных на законных основаниях внутренних цен – тотальный контроль ФНС, вместо отмены налогов на внутренние операции – новые проверки. Ирина Голова узнала, с чем придется столкнуться компаниям с 1 января 2012 года.

Начнем с того, что Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» затрагивает подавляющее число компаний. Дело в том, что в России довольно мало организаций, которые зарегистрированы как одно юридическое лицо. В большинстве случаев это несколько фирм, работающих совместно. Продукция передается между ними по специальным – трансфертным ценам, отличным от рыночных. С помощью такого механизма можно перераспределять финансовые ресурсы в рамках холдинга. Так, производственная или добывающая компания реализует продукцию сбытовой, которая в свою очередь, занимается реализацией товара конечным потребителям по рыночным ценам. В результате деньги концентрируются в едином центре прибыли и затем могут перераспределяться в соответствии с потребностями холдинга. Также трансфертное ценообразование используется для минимизации налогообложения. Если компания, получающая прибыль, пользуется теми или иными налоговыми льготами, общая нагрузка на холдинг снижается.

«Думаю, что все ждали закона, потому что надеялись на прозрачность в отношениях с налоговиками по вопросу ценообразования между зависимыми лицами. Руководители холдингов предвкушали, что вот наконец-то появится нормативный правовой акт, определяющий условия, при которых официально будет установлено, что внутри группы компаний рыночные цены не актуальны, тем более что к участникам сделок внутри холдинга лучше вообще относиться, как к структурным подразделениям одной компании – ведь никто не потребует уплаты налогов с производственного отдела за то, что он выполнил работу и передал товар на склад своей же организации для последующей реализации отделом продаж. В основном холдинги так и устроены: есть компании, которые производят, обслуживают и продают», – говорит юрист Юлия Лабутина.

Однако, на деле закон не упразднил старые проблемы, а еще больше их усугубил тем, что ужесточил процедуры определения цен внутри холдинга, при этом налоги, которые платили все члены группы, так и не были устранены.

Невыгодная свобода

Возможность снижать отчисления в бюджет с помощью перераспределения прибыли государством не приветствуется. Поэтому трансфертное ценообразование является объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов во всех странах мира. В России на данный момент этот механизм регулируется статьей 40 НК «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», согласно которой налоговые органы следят за полнотой исчисления налогов и проверяют правильность применения цен:

1) по сделкам между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если цены отличаются от рыночных, ИФНС вправе вынести решение о доначислении налогов и пени.

Предприниматели надеялись, что новый закон позволит на законных основаниях устанавливать сниженные цены внутри холдингов, между взаимозависимыми и аффилированными лицами. Однако документ лишь ужесточил контроль за сделками, в которых цены могут быть уменьшены, а следовательно, не исключено занижение налогооблагаемой базы. С 1 января 2012 года существенно расширен круг взаимозависимых лиц, в НК добавлен целый раздел «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Так, в случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным, ИФНС вправе произвести корректировку соответствующих налоговых баз. Это относится к тем случаям, когда занижение стоимости товаров (работ, услуг) повлекло уменьшение отчислений по одному из налогов: на прибыль организаций; НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ; на добычу полезных ископаемых; на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу). Выходит, новый закон только усиливает контроль, который к тому же повлечет за собой проведение новых проверок, необходимых для того, чтобы выявить занижение цен.

Положительные моменты

Однако в документе, который в целом крайне сложно оценить, как выгодный для бизнеса, можно найти и положительные моменты. Например, согласно закону организация имеет право самостоятельно произвести корректировку недоплаченного налога. На практике компания может на протяжении года использовать цены ниже рыночных, но в конце года «одуматься» и до сдачи годового отчета по налогу на прибыль доплатить разницу за весь период занижения стоимости товаров. В такой ситуации к организации не будут применяться штрафы и пени. Фактически этот метод может быть использован для оптимизации налогов в течение года на законном основании.

Еще одним плюсом рассматриваемого изменения в НК является установленное ограничение, выраженное в размере доходов (от 60 млн. рублей до 1 млрд. рублей), которые должны быть получены сторонами по сделкам, для того чтобы таковые попадали в разряд контролируемых. Если компании заключают контракты на меньшие суммы, налоговые органы должны оставить без внимания деятельность компаний и не проверять «рыночность» цен.

Более того, Закон установил случаи, когда сделки, не зависимо от их стоимости, не будут контролироваться. Это сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

- зарегистрированы в одном субъекте РФ;

- не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами страны;

- не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

- не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с рассматриваемым законом.

Соглашение для избранных

Основные надежды компании возлагали на соглашение с налоговым органом. Все было бы законно и просто: пришел бизнесмен в налоговую, сказал, что у него есть несколько компаний, которые, по сути, работают вместе, заключил соглашение о том, что между этими организациями цены будут установлены ниже рыночных...

Закон действительно подразумевает заключение соглашения о применении трансфертных цен, но воспользоваться им с начала 2012 года удастся единицам. Минфин и налоговая служба предупреждают бизнесменов о сложностях, с которыми будет связано подписание этих документов. Контролирующие органы ссылаются на практику развитых стран, в которых в год заключается не более 20–30 договоров. При таком растянутом процессе «простые смертные» воспользоваться законом смогут еще не скоро.

Более того, исходя из текста документа, соглашение о ценообразовании вообще имеет право заключить только организация, относящаяся к крупнейшим налогоплательщикам. При этом, госпошлина за рассмотрение вопроса ФНС составляет 1 500 000 рублей. А рассчитывать на вынесение решения стоит через 6–9 месяцев после предоставления всех бумаг.

Сделка под контролем

То, что изначально рассматривалось как привилегия, которой смогут воспользоваться многие, обернулось обязанностью. Статья 105.14 № 227-ФЗ подробно раскрывает понятие контролируемых сделок. С вступлением закона в силу налогоплательщики будут обязаны уведомлять налоговые органы о заключении договоров, цена которых соответствует определенной сумме. Минимальный ценовой порог контролируемых сделок в первый год действия закона (в 2012 году) составит 100 млн. рублей, в 2013 году – 80 млн. рублей.

Согласно требованию этого ФЗ, все сделки, которые относятся к понятию контролируемых, дают право проводить дополнительные контрольные мероприятия Федеральным органом исполнительной власти по налогам и сборам. То есть не территориальная инспекция проверяет деятельность компаний по вопросу применения трансфертных цен, а ФНС. При этом проверка вышестоящего налогового органа никак не ущемляет права ИФНС провести плановое контрольное мероприятие компании. Поэтому можно сказать, что закон добавит работы ревизорам и волнений бухгалтерам.

Дата публикации: 23 Января 2012, 09:00
- + 0
еще по теме
Какие сделки называются бартерными? Что нужно учитывать фирмам при заключении подобных контрактов. 0 0
25 Мая 2015, 10:07, Елизавета Сейтбекова, "БИЗНЕС-СТУДИО"
Некоторые МСФО содержат ссылку на Концептуальные основы. Теперь текст этого документа на русском языке размещен на сайте Минфина. 0 0
23 Октября 2014, 13:35, Елена Диркова
Поправки в ГК действуют уже с 1 сентября текущего года, однако бухгалтер может столкнуться с ними впервые. Что надо знать об этих... 0 0
16 Октября 2014, 17:10, Редакция Бератор
Регистрацию обособленных подразделений компаний могут упростить. 0 0
24 Апреля 2014, 16:29 , Алексей Кудинов
Поправки, сближающие правила налогового и бухгалтерского учета, утверждены. 0 0
21 Апреля 2014, 12:39 , Александр Бикбов
Законопроект, направленный на сближение бухгалтерского и налогового учета, прошел второе чтение в Госдуме. 0 0
25 Марта 2014, 16:23 , Александр Бикбов
© 2001—2020 raschet.ru — портал для современного бухгалтера
 Разработка сайта — интернет-агентство onlyweb.ru
Перечень субъектов Российской Федерации
Центральный
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Москва
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
Приволжский
  • Республика Башкортостан
  • Кировская область
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Чувашская Республика
Сибирский
  • Республика Алтай
  • Алтайский край
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Красноярский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Республика Тыва (Тува)
  • Республика Хакасия
Южный
  • Республика Адыгея
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Республика Калмыкия
  • Краснодарский край
  • Ростовская область
Северо-Кавказский
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Респ. Кабардино-Балкария
  • Респ. Карачаево-Черкесия
  • Республика Северная Осетия
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика
Северо-Западный
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий АО
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Санкт-Петербург
Уральский
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Ханты-Мансийский АО - Югра
  • Челябинская область
  • Ямало-Ненецкий АО
Дальневосточный
  • Амурская область
  • Еврейская АО
  • Камчатский край
  • Магаданская область
  • Приморский край
  • Республика Саха(Якутия)
  • Сахалинская область
  • Хабаровский край
  • Чукотский АО
Сохранить