В главе 21 НК есть статья 145 – она создана для малого бизнеса. В соответствии с нормой можно получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. Однако фирмы редко применяют эту льготу. Почему?
Все, что нужно для освобождения от НДС – это чтобы выручка за каждые три последовательных календарных месяца не превышала в совокупности 2 млн. рублей. Казалось бы, идеальный вариант для небольшого предприятия. Особенно если в составе расходов значительную часть составляют траты без НДС. Однако, на практике льготой почти никто не пользуется. Давайте, поставив себя на место руководителя небольшой фирмы, постараемся понять плюсы и минусы освобождения от уплаты НДС и ответить на вопрос: почему же почти никто не применяет, казалось бы, такую удобную преференцию.
Преимущества статьи 145 налицо: считать НДС сложно, порядок его взимания весьма запутан, поэтому очень легко попасть в такую ситуацию, когда сумма налога к уплате выйдет «смертельно» большой. Денег у многих компаний не так много, чтобы тратить их на оплату услуг высококвалифицированных специалистов по налогообложению.
Однако сразу же возникает вопрос – а как отнесутся покупатели-плательщики НДС к тому, что они теперь будут получать от нас счета-фактуры с пометкой «Без налога»? Вопрос не праздный, поскольку маленькие фирмы действительно зависят от своих клиентов, и отказ даже одного из них от дальнейшего сотрудничества из-за невозможности зачесть НДС может создать серьезную угрозу благополучию компании.
Допустим, клиенты не против. Настало время посчитать выручку. Здесь необходимо помнить, что «три последовательных календарных месяца» – это не квартал. Если мы хотим использовать право на освобождение, например, с июня, значит, выручку нужно посчитать за март, апрель и май. Нельзя забывать еще и о вот каком моменте: если компания приобрела партию товаров до применения освобождения и, соответственно, приняла НДС по ним к вычету (но товары эти на момент начала применения права на освобождение еще не продала), то налог по ним придется восстановить, уменьшив вычет за последний налоговый период. Такое правило закреплено в пункте 8 статьи 145 НК РФ.
Освобождение от уплаты НДС не наступает просто так, нужно подать в налоговую инспекцию уведомление и следующие документы: выписку из бухгалтерского баланса, выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Индивидуальные предприниматели вместо баланса формируют выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Все перечисленные бумаги необходимо передать в ИФНС до 20-го числа месяца, с которого планируется применение льготы. Если лично идти в инспекцию не хочется, документы можно отправить и по почте. Но тогда это нужно сделать не позднее 14-го числа, так как днем представления бумаг будет считаться шестой день со дня отправления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).
И, уже применяя освобождение, каждый месяц необходимо считать выручку за предыдущие три: в июле – за апрель, май и июнь, в августе – за май, июнь и июль и так далее. Это необходимо делать для того, чтобы соответствовать критериям статьи 145 НК РФ: за каждые три последовательных месяца выручка не должна превышать двух миллионов рублей.
По истечении двенадцати месяцев применения льготы в налоговую инспекцию нужно будет представить документы, подтверждающие, что компания не нарушила правил применения освобождения, а также уведомление о том, собирается ли фирма и дальше применять статью 145 НК или же она планирует стать плательщиками НДС. Документы нужно подать не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем освобождения. Если этого не сделать, то инспекторы восстановят НДС за весь год и заставят заплатить полученную сумму в бюджет. Но может случиться и так, что в течение этих двенадцати месяцев выручка организации превысит установленный предел. Например, в июне доход компании составил 800 тысяч рублей, в июле – 600 тысяч рублей, в августе – 605 тысяч рублей. В сентябре, после подсчета, получилось, что с августа организация потеряла право на освобождение от НДС. Значит, сумму налога с выручки за август необходимо восстановить. При этом если фирма закупила партию товара еще до августа, но продала ее уже после первого августа, то нужно исключить НДС по этим товарам из состава расходов и принять его к вычету в общем порядке (п. 8 ст. 145 НК РФ). Затем фирма в течение сентября и октября уплачивает НДС так, как если бы никакого освобождения у нее никогда не было, а вот с ноября, если выручка за август-октябрь не превысила 2 миллиона рублей, снова можно подать в ИФНС уведомление и документы, подтверждающие этот факт и вновь получить освобождение. Кстати, если налогоплательщик реализует как неподакцизные, так и подакцизные товары, то для получения права на освобождение необходимо вести раздельный учет операций по таким товарам. Это следует из Определения КС РФ от 10 ноября 2002 года № 313-О.
Прочитав все вышенаписанное, можно выделить следующие минусы применения статьи 145:
Во-первых, возможно недовольство покупателей и, соответственно, снижение оборотов. Во-вторых, существует необходимость постоянного отслеживания величины выручки. В-третьих, требуется предоставление в ИФНС дополнительных документов. И, в-четвертых, нужно вести раздельный учет по операциям с подакцизными и неподакцизными товарами.
И здесь наш директор задумается, а стоит ли овчинка выделки? Конечно, если экономия значительна, то стоит. Но возникает вопрос: что же мешает тогда компаниям применять «упрошенку», особенно если клиенты лояльны? Тем более что УСН обладает рядом неоспоримых преимуществ: критерии по выручке совсем не такие «драконовские» (не более 48 015 млн. руб. за девять месяцев для перехода на УСН и не более 64 млн. руб. в год для применения). Кроме того, «упрощенка» позволяет получить освобождение не только от НДС, но и от других сборов (от того же налога на прибыль и налога на имущество, а для ИП – от НДФЛ), да считать единый налог проще. Правда, УСН не освобождает от уплаты НДС при ввозе товаров в Россию, но и статья 145 НК тоже не предоставляет освобождение в такой ситуации. Более того, компания может использовать УСН с первого дня своего существования и не нужно ждать три месяца, чтобы получить долгожданное освобождение от НДС.
Однако оговорюсь, «упрощенку» могут применять не все. Напомню, что перечень лиц, которые не вправе перейти на УСН, содержится в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Всего в списке целых двадцать пунктов, и, теоретически, именно для этих лиц льгота по НДС могла бы быть интересной. Правда, тот самый предельный размер выручки в два миллиона за три месяца делает для большинства организаций из перечня применение освобождения от НДС невозможным. Трудно представить себе банк, страховую компанию или инвестиционный фонд с таким размером выручки, даже если принять во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда, в соответствии с которой для применения льготы учитывается только выручка по облагаемым НДС операциям (см. постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.12 г. № 10252/12). Также вряд ли уложатся в норматив организации, в которых более сотни работников или у которых есть основные средства стоимостью свыше 100 миллионов рублей и фирмы, имеющие филиалы и представительства. Кто же остается? Маленькие компании, у которых более 25 процентов уставного капитала принадлежит юрлицам – и, в общем-то, все. Если же говорить об индивидуальных предпринимателях, то встретить среди них хотя бы одного, находящегося на общей системе налогообложения – большая редкость. Тем более что для них законодательством предусмотрена еще и патентная система. Получается, льгота есть, но пользоваться ей, по большому счету, некому. Поэтому и процент организаций, применяющих освобождение от НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, так ничтожно мал.