Следственный комитет намерен начать наказывать бизнес за вывод капитала из России – об этом на форуме «Территория бизнеса – территория жизни» заявил старший инспектор СК Геннадий Смирнов.
Разговоры об этом не умолкают уже несколько лет, но сейчас, судя по оценкам аналитиков, имеется реальная возможность, что законопроект будет утвержден.
Смирнов отметил, что из 262 млрд. долларов задолженности наших резидентов перед иностранными субъектами 80 процентов принадлежит россиянам, то есть эти деньги выводятся в офшоры, а обратно заводятся под видом заемных. Все это – не что иное, как злоупотребление правом и попытка уклониться от уплаты налогов, делают вывод следователи. «В настоящее время мы должны определиться, будем ли дальше мириться с этими схемами или поставим эффективный заслон», – отметил г-н Смирнов. По мнению СК, в статью 199 УК необходимо ввести перечень способов уклонения от уплаты налогов. «Это позволит в условиях прямого запрета на злоупотребление правом, если действие совершено умышленно, привлекать лицо к уголовной ответственности», – добавил он.
Бизнес-сообщество неоднозначно отреагировало на новость. Основной проблемой член президиума «Опоры России» Марина Блудян считает отсутствие возможности у предпринимателей брать российские кредиты. В результате компании привлекают их из-за рубежа. В таком случае ни о каком злоупотреблении гражданскими правами говорить не приходится.
Между тем проблема с офшорами существует не только в России. Но решается она в мире по-разному. В основном, изменением законодательства. Например, ограничениями на сделки с офшорами. На государственном уровне заключаются договоры об избежании двойного налогообложения. И логично при сложившейся ситуации нужно разорвать отношения с явными офшорами, а не манипулировать понятиями «черного списка», как было в истории с Кипром.
Даже те, кому сама идея контроля за выводом средств кажется хорошей, убеждены, что эти меры могут быть использованы против честных предпринимателей. И учитывая, что коммерсанты зачастую оправданно пугаются коррумпированности и заказных дел, это может спровоцировать увеличение оттока капитала из России.
Поскольку акцент в предлагаемом документе сделан в направлении противодействия не причинам явления, а его следствиям, то и шанс, что налоговые поступления вырастут, может оказаться несопоставимым с тем ударом, который будет нанесен по малому и среднему бизнесу, считают в Минэкономразвития. Ведь далеко не все меры по ужесточению контроля за движением капиталов, тем более в условиях нестабильной экономики, однозначны. Ведомства не устают спорить между собой даже о введении валютного контроля.
Не нужно регулировать вывод, это должно само произойти естественным путем, полагают чиновники ведомства. Необходимо создавать условия в экономике, что не является профильной задачей СК. Только при благоприятном инвестиционном климате и независимой судебной системе капитал будет оставаться в стране, а не уходить за рубеж, об этом неоднократно говорили профессиональные экономисты: инвесторам трудно принимать решение, куда вложить капиталы, потому что неопределенность в российской экономике велика. Но Правительство пока не представило долгосрочную стратегию или хотя бы среднесрочный план экономического развития. Хотя этим должны заниматься соответствующие министерства. Кроме того, ФНС имеет все возможности, чтобы своевременно отслеживать нарушения в налоговой сфере и при необходимости направлять представления о возбуждении уголовных дел.